Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Методология Агни-йоги

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Методология Агни-йоги

    решил открыть эту важную и нелёгкую тему. будем наполнять по мере накопления понимания.
    актуальность

    определение методологии агни-йоги весьма важно и актуально по причине крайне сильной востребованности этого знания в настоящее время. те, что лишь приступил к учению, совершают одни и те же ошибки, не зная как и что изучать, как и что делать дальше; изучающие останавливаются на определенном уровне и не знают, как и что делать для дальнейшего продвижения; обладающие знаниями не знают как систематизировать свой опыт, в том числе для его передачи. по-моему вполне настало время для того, чтобы на смену подборкам цитат пришёл исчерпывающий методологический анализ и синтез.
    что есть методология?

    Сообщение от толковый словарь ожегова
    методология - совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке.
    методология - учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности.
    Сообщение от википедия
    Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγοςмысль, причина) — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

    методология агни-йоги или методология изучения агни-йоги

    тут нужно ответить на вопрос, являются ли методология агни-йоги и методология изучения агни-йоги одной и той же по сути методологией? C одной стороны, казалось бы, это различные методологии, так же как отличаются они в научном мире (скажем есть прикладная физика, а есть физика как предмет, научная дисциплина), но с другой стороны, изучение и постижение (достижение должного понимания) агни-йоги невозможно без практического её освоения. агни-йогу нельзя постигать чисто теоретически, препарируя её как одну из многих теорий. конечно, кто-то непременно именно так и станет её изучать, но результатом этого станет лишь поверхностное понимание. поэтому я предположу, что методология изучения агни-йоги и методология агни-йоги в принципе представляют собой одно и то же.

    агни-йога, 295: учение предполагает не только открытое сознание, но и желание утвердить в себе степени приложения. невозможно думать, что отвлеченный условностями ум мог бы принять учение. явление неблизких людей минует применение пользы книги. такие люди не нужны, даже если бы любопытствовали.
    скажут вам как обращаться с этими рассыпанными зернами? они не могут даже допустить, что кроме их системы может быть еще другая. учет дела делается одним способом, но мышление зависит даже от внешних условий жизни. сравните мышление города с деревней, с путевым движением, или при полете. основание и метод будут совершенно различны.
    понять и приложить учение агни йоги может тот, кто соприкасался с учениями жизни и ощущает необходимость украсить и заново осмыслить свое существование. тучи сомнений не подавляют ищущего выход, только бы выйти из лабиринта! приказ необходимости наполняет находчивостью и не мешает суждению о непонятой системе.
    когда же обратят внимание на необъяснимые боли, тогда даже связанное сознание вспомнит об агни йоге. главное, не стремиться лично увидеть принявших учение. пути нужды неожиданны. и не делайте учение слишком легким. легкость овладения дает пренебрежение. можно терпеть незнание, но пренебрежение недопустимо. не мешает некоторое искание.
    цель агни-йоги

    исходя из определения понятия методологии немаловажным является не менее серьезный вопрос о том, какова конечная цель применяемых методов, способов, принципов, иными словами какова цель агни-йоги. когда ответ на этот вопрос станет для нас вполне понятным, то мы сможет более ясно увидеть способы и методы, ведущие к достижению этой цели и, структурно описав их, получить методологию учения.
    Последний раз редактировалось Канефер; 19-10-2017, 16:55 PM.
    Радость есть особая мудрость!

  • #2
    Re: Методология Агни-йоги

    Мыслей много, нужно их упорядочить и систематизировать

    Но с утра пришла мысль о том, что метод Агни йоги - это метод расширения сознания.
    Радость есть особая мудрость!

    Комментарий


    • #3
      Re: Методология Агни-йоги

      «Расширение сознания – Наше устремление, и когда Наши сотрудники несут этот сосуд, то утверждается полная кооперация. Так Наши Братья творят, расширяя сознания. И великий опыт Агни Йоги даст человечеству расширение сознания и великое понимание двух миров.» (Беспредель¬ность, ч.2, § 696).
      "Самый естественный путь, который излагается Агни-Йогой, есть путь раскрытия центров через очищение сердца и расширение сознания" (Письмо Е.И.Рерих от 20.10.1933)
      Радость есть особая мудрость!

      Комментарий


      • #4
        Re: Методология Агни-йоги

        Вспомнил ещё одну важную цитату по теме:
        Спросят — как назвать метод Учения? — Метод открытия путей. Считайте открытие центров следующим. Чутье должно подсказать, как заботливо нужно оградить индивидуальность. Менее всего пригодна система обычных лекций.
        Могут быть призывы ко множеству, но строительство происходит индивидуальными беседами. Один из Наших Учителей обычно лишь начинал предложения, предоставляя ученику докончить мысль. Так настраивал Он свободное сомышление.
        Принцип свободы подхода, свободы служения и труда должен быть охранен. Явление тягости начала служит лишь признаком несовершенства. Утверждение явления мудрости будет в твердых вехах, окружающих намеченную фигуру знания.
        Открывая правильную дверь, дадим правильное направление.
        [Община, 259]
        Мир Огненный открывается перед огненными сознаниями

        Комментарий


        • #5
          Re: Методология Агни-йоги

          Да, спасибо, я видел эту цитату. Есть у меня набор цитат, но надо систематизировать их.
          Так расширение сознания подразумевает и открытие новых путей.
          Радость есть особая мудрость!

          Комментарий


          • #6
            Re: Методология Агни-йоги

            Тема на форуме: Расширение сознания
            Последний раз редактировалось Канефер; 19-10-2017, 16:58 PM.
            Радость есть особая мудрость!

            Комментарий


            • #7
              Работа над методом Агни Йоги

              1. Необходимость понимания метода Агни Йоги

              Каждый раз, как людям давалось Великое Знание от одного из Учителей, перед последователями возникала проблема понимания метода. Как именно нужно практиковать, чтобы достичь духовной реализации? Какие этапы практики, предписания, техники? С течением времени накапливался опыт последователей, появлялись просветлённые мастера описывавшие свой опыт, в результате чего формировалась доктрина Учения, чёткий метод практики.

              Среди последователей Агни Йоги эта проблема сейчас особенно актуальна, поскольку Агни Йога - молодое Учение, данное менее века назад. А широкое распространение получила лишь в последние два десятилетия. И лишь совсем недавно, с развитием интернета, у последователей появилась возможность общаться друг с другом, делиться опытом, обмениваться мыслями по разным вопросам. Но до сих пор не сделано ни одной попытки целостного описания практики Агни Йоги. Обсуждаются какие-то отдельные аспекты, пишутся узконаправленные статьи, делаются большие подборки по определённым понятиям, но всё это не даёт целостного понимания метода. Поэтому как именно практиковать Агни Йогу – до сих пор остаётся не совсем понятным.

              Если спросить десяток разных последователей о методе, то каждый расскажет о каком-то одном аспекте Агни Йоги, который он считает главным. Один скажет главное развивать сердце; другой скажет о культуре и этике; третий скажет что нужно найти своё место в жизни и бескорыстно трудиться на Общее Благо; четвёртый скажет что нужно заниматься искусством и воспитывать в себе чувство красоты, утончая своё сознание; пятый расскажет что главное – устремление к Учителю и удержание Его Образа в сердце; шестой скажет об устремлении к Дальним Мирам и Миру Огненному, о развитии мысли и воображения; седьмой скажет что нужно бороться со своими негативными свойствами и воспитывать позитивные, контролировать свои эмоции и мысли и т.д. Все они будут, конечно, правы. Но мало кто имеет полное представление о структуре метода, этапах практики.

              Кроме того, те, кто говорят только о Культуре, часто забывают, что Агни Йога – это ещё и Йога, связь с Высшим, опасный Путь Огненного Крещения, на котором требуется работа с психической энергией, трансмутация центров и т.д. Чтобы реализоваться на этом пути, нужно хорошо знать метод. Есть также мнение, что каждый сам должен себе искать метод, потому что все люди разные и каждый приближается к реализации своим путём. Это верно. Но это не отменяет того, что существуют универсальные для всех этапы расширения сознания и практические указания. Также это не отменяет и того, что своими практическими наработками нужно делиться с другими последователями. Пусть у каждого и свой путь, но опыт других может очень помочь и сократить индивидуальный путь каждого. Учителя нам дали фрагменты Великого Знания, намёки, подсказки, а собрать всю эту мозаику в целостный узор – задача последователей.

              Данная работа является попыткой выделения метода на основе анализа текстов Учения. Несколько лет мы анализировали все 14 книг Агни Йоги, выделили все практические аспекты (их было тысячи), затем объединяли их в логические блоки, находили взаимосвязи, потом стали видны очертания структуры метода и теперь мы его описываем. Конечно, метод требует доработки, шлифовки, поправок и главное – практической проверки. Для этого мы его и изучаем – чтобы практиковать Агни Йогу. Теперь мы хотя бы имеем представление о предстоящем пути. Также будем рады всем, кто захочет поделиться своим опытом или высказать ценные замечания, предложения.


              2. Структура метода

              Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись - структура метода. По какому принципу выделять этапы практики? Сначала думали сделать по шаблону какого-нибудь другого Учения, например 8-ступенчатой Аштанга-Йоги. Но потом стало ясно, что шаблоны других Учений не подходят к Агни Йоге ввиду её многогранности и целого ряда принципиальных отличий от других Йог и Религий. Одно из которых в том, что от практикующего требуется самостоятельность и самодеятельность в поисках методов своего духовного развития, большая свобода выбора.

              Тем не менее, если сравнивать со ступенями классической Йоги, то аналогия может быть приблизительно такой:



              Данная схема далеко не полная и здесь нет возможности упомянуть о других основных аспектах практики Агни Йоги, но в целом аналоги ступеней из Аштанга-Йоги приблизительно такие. Хотя, наверное, возможны и другие варианты. Как вы обратили внимание, в Агни Йоге нет асаны, упражнений для тела. Дело в том, что в Аштанга-Йоге с помощью практики асан йогин подготавливает своё тело для успешной практики пранаямы, а также для длительных сессий концентрации и медитации в дальнейшем. А в Агни Йоге асана не нужна, потому что набор праны осуществляется не с помощью пранаямы, а целым комплексом психотехник по накоплению психической энергии (воздержание от негативных мыслей и эмоций, восприятие прекрасного, занятия искусством и т.д.). Также как нет концентрации и медитации, потому что необходимое качество мысли и ясность сознания приобретаются в повседневной жизни путём развития целого комплекса качеств в процессе труда на Общее Благо. Также как и для сосредоточения на образе Учителя и для молитвы необязательно находиться в уединении, а можно практиковать в любое время, даже по ходу рабочего дня. В этом смысле Агни Йога очень хорошо адаптирована для практики в социуме, среди людей, и не требует особых условий (времени, места, тишины, приспособлений и т.д.). Также одно из отличий в том, что в Агни Йоге нет конечной цели развития сознания. И самое высокое достижение на данном этапе - это лишь ступень к новым достижениям в Беспредельности.

              Метод Агни Йоги назван методом открытия путей. И метод представляет собой синтез восточных и западных традиций, соответствует требованиям времени. Поэтому Агни Йога - это Йога будущего. Кроме того, в процессе анализа текстов Агни Йоги стало понятно, что нельзя ограничиваться какой-то одной структурой, потому что это не даст полной картины. Необходимо подробно рассмотреть все центральные понятия Учения, основные идеи каждой из 14-ти книг и этапы пути, описанные в самой Агни Йоге.

              Среди тысяч параграфов наиболее часто даются практические указания по следующим категориям:

              1) Позитивные качества - 11,1%
              2) Негативные качества - 6,15%
              3) Психическая энергия - 7,88%
              4) Дисциплина мысли - 5,32%
              5) Служение и Иерархия
              6) Сердце - 4,29%
              7) Тонкий Мир, Огненный Мир, связь Миров - 4,26%
              8 ) Мир, сроки, события - 3,98%
              9) Медицина - 3,75%
              10) Учитель - 3,35%
              11) Община и единение - 2,77%
              12) Труд, действие - 2,57%
              13) Беспредельность - 1,23%
              14) Дальние миры, космос - 1%
              15) АУМ, молитва, связь с Высшим - 0,92%
              Разные идеи (и ещё не классифицированные) - 36,51%

              Каждую из этих категорий мы рассмотрим очень подробно в соответствующих главах. Они будут основой метода и на них мы будем ссылаться при описании разных этапов пути. Есть и другие категории, которые встречаются менее часто. Их мы тоже постепенно будем рассматривать. Стоит также отметить, что достаточно сложно было выделить отдельные идеи и практические указания ввиду того, что все они тесно переплетаются друг с другом. Нет чёткой границы между теми категориями, что мы выделили. Необходимо каждую рассматривать в комплексе с остальными идеями.
              А в категории "Разные идеи" содержатся множество идей на самые различные темы, которые довольно сложно систематизировать и выделить в конкретные блоки. Но с ними мы тоже будем постепенно разбираться.

              Второй момент - 14 книг Агни Йоги сами по себе можно рассматривать как этапы пути. Они неслучайно даны именно в таком порядке. Каждая книга несёт ряд идей и указаний, которые нужно вместить и применить после усвоения предыдущих. Многие идеи повторяются из книги в книгу на новом уровне (витке). Поэтому важно вкратце описать основные идеи каждой книги.

              И третий момент - непосредственно этапы пути, описанные в самой Агни Йоге. А также ряд идей, которые нужно вместить и ряд качеств, которые необходимо приобрести:

              1) Четыре камня основания
              2) Начало практики Агни Йоги
              3) Признаки вступления на путь Служения
              4) Открытие четырёх врат
              5) Качества Архата
              6) Степени познавания
              7) Йога – отказ от самости и принесение пользы Миру
              8 ) Качества взыскующих Общего Блага
              9) Как действует провод только что вступающих на путь Служения
              10) Начало приближения к Огненному Миру будет в усвоении основ жизни
              11) Как приступить к пламенной Йоге Сердца
              12) Самоусовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек


              Мы постараемся подробно разобрать эти параграфы, однако главным образом информация в них будет пополняться в ходе практического постижения Учения последователями. Возможно есть и другие похожие параграфы, которые не вошли в этот список. Их мы тоже будем разбирать по мере обнаружения.

              Кроме того, в Агни Йоге присутствует достаточно много советов по внешней жизни (режим дня, приём пищи, порядок в доме и т.п.) и по медицине (лекарственные препараты, лечение и профилактика болезней и т.д.). Их мы тоже будем рассматривать в отдельных темах.


              3. Обзор центральных идей книг Учения Живой Этики

              Учение Агни Йоги состоит из 14-ти книг, каждая из которых имеет определенное название и соответствующую этому названию задачу - утвердить в сознании изучающего определенную идею, или ряд идей. Порядок книг не случаен. Каждую следующую книгу (группу идей) желательно воспринимать после усвоения предыдущего материала.

              Хотя параграфы Учения кажутся хаотичными и не связанными между собой, но порядок есть. И в этом есть особый смысл и целесообразность. Идеи Учения построены спирально. Некоторые идеи повторяются в последующих книгах на новых витках и в контексте новых понятий. Иногда параграфы повторяются целиком без изменений, чтобы идеи были восприняты по-другому.

              Советуется Учение перечитывать время от времени, при разных состояниях сознания, в разное время суток - это способствует открытию новых граней понимания, более глубокому проникновению в суть Учения, нахождению новых идей. Но со временем возникает проблема синтеза. Ведь Учение содержит тысячи идей. Как их всех воспринять одновременно? Как их удержать в сознании и понять какие центральные, а какие второстепенные и как они все связаны друг с другом? Можно всю жизнь листать книги Учения, читать отдельные параграфы, что-то применять в жизни, но пользы от этого будет мало. Нужно преобразить Учением всю жизнь. Вместо того, чтобы собирать крохи, нужно сорвать плод. Для того, чтобы начать системно практиковать Агни-Йогу, нужно хорошо понимать метод Учения и весь спектр идей, которые оно в себя включает.

              Для этого мы несколько лет анализировали текст Учения, выделили тысячи идей и систематизировали их. О чем уже было рассказано в предыдущей статье. А сейчас расскажем о результатах систематизации по каждой книге отдельно. Глядя на соотношение основных идей книги, легче воспринять всю книгу целиком.

              Внешне данная работа напоминает подборки, но на самом деле это имеет мало отношения к подборкам. Хотя бы потому, что поисковые системы здесь не использовались вообще, только ручная работа. Каков был механизм работы над каждой книгой? Внимательно изучали текст книги и выделяли из него отдельные практические идеи. Это мог быть один целый параграф, пол параграфа или же два параграфа подряд. Затем эту цитату кратко озаглавливали, небольшим предложением, так, чтобы было понятно о чём речь. Это одна единица, один кирпичик. Всего по книге обычно получается по нескольку сотен таких кирпичиков. Иногда эквивалентно количеству параграфов, иногда больше, иногда меньше. Затем смотрели список названий всех кирпичиков и объединяли их в группы (блоки) по общим признакам. В результате в каждой книге оформился ряд центральных идей, на которых акцентировано внимание.

              Также оставался определенный процент идей, которые мы не смогли отнести ни к каким отдельным блокам книги. Это обычно самостоятельные идеи, которые упоминаются в книге 1-2 раза. Озаглавили этот блок "Разные". Но зато значительная часть идей из этого блока была использована при общей систематизации всех идей Учения. Они влились в уже существующие блоки в других книгах, либо были оформлены в самостоятельные блоки. В блоках получалось разное количество идей. Одни блоки огромные, другие средние и маленькие. По количеству идей видно что в книге самое главное.

              Для наглядности мы приводим процентное соотношение идей по книгам и ранжируем блоки в порядке убывания. Затем при общей систематизации всех идей Учения одинаковые блоки по книгам сливались в одно целое, а похожие тоже объединялись, но за вычетом разных элементов, которые в свою очередь присоединялись к другим блокам.

              Теперь приведем статистику процентного соотношения идей по всем книгам, а также вкратце информацию об идее каждой книги. Названия кликабельны и ведут в темы, где можно посмотреть блоки со списком выделенных идей, каждую из которых можно разворачивать и смотреть исходную цитату.

              1. Листы сада Мории. Зов.
              Первая книга зовет читающего на духовный путь. Это зов к подвигу красоты, простоты и бесстрашия. Текст книги оформлен в поэтическом стиле, чтобы вдохновить красотой и глубиной идей, показать как прекрасен открывающийся путь к духовным вершинам. Вместе с базовыми идеями даются и фрагменты высших возможностей, чтобы устремить читающего к познанию. При этом очень мало говорится о препятствиях, опасностях, трудностях на пути. Об этом достаточно будет сказано в следующих книгах, а первая книга призвана зажечь огонь устремления. Многие идеи упоминаются вскользь, часто в метафорической форме, как бы рассыпая в сознание зерна для размышления, которые однажды взойдут. А в последующих книгах эти идеи уже описываются более подробно и конкретно. Однако многие воспринимают книгу "Зов" поверхностно (возможно ввиду её поэтической специфики и трудности понимания метафор) и лишь немногие как неотложный призыв к эволюции мира.

              Соотношение идей в книге "Зов":

              Отношения с Учителем и Иерархией - 11.22%
              Позитивные качества - 6,34%
              Негативные качества - 4,88%
              Прана - 6,34%
              Труд - 5,85 %
              Режим дня - 5,37 %
              Советы по чтению - 3,41%
              Действие - 3,41%
              Красота и искусство - 2,93%
              Среди людей - 2,93%
              Служение и жертва - 2,93%
              Чистота мыслей - 2,44%
              Обуздание ума - 2,44%
              Отдых - 2,44%
              Избавление от привычек - 1,46%
              Разные - 35,6%

              Как видим из статистики, книга содержит в себе по-немногу всех основных идей Учения, но основное внимание уделено устремлению к Учителю и работе над своими качествами.

              2. Задача книги "Озарение" - дать качества и признаки работы, применение которых расширит сознание и приведет к идее Общины. В отличие от первой книги, текст имеет вид обычных параграфов, но тем не менее и здесь достаточно много красивых образов и метафор. Много сказано о пути к Учителю и работе над своими качествами. Для духовной практики нужно учитывать и текущее состояние мира, поэтому акцентируется внимание на необычности нашего времени, надвигающихся событиях, сроках. Отдельный пласт наставлений, как и во всех остальных книгах, посвящен медицине, лечению и профилактике различных недугов, как физических, так и тонкого тела, центров. А в преддверии третей книги даются некоторые наставления об Общине. Но прежде чем приступать к изучению книги "Община", необходимо усвоить и применить в жизни книгу "Озарение". Также, как и остальные книги должны изучаться и применяться по порядку.

              Соотношение идей в книге "Озарение":

              Молитва и путь к Учителю - 18,57%
              Позитивные качества - 10,42%
              Негативные качства - 8,14%
              Сроки, события, будущее - 8,47%
              Медицина - 7,49%
              Труд и действие - 5,86%
              Единение и Община - 4,89%
              Подвиг и жертва - 4,56%
              Обобщающие - 1,63%
              Разные - 30%

              3. В третьей книге основное внимание уделено понятию "Община": её виды, процесс создания, устройство, взаимоотношения, качества общинников, совместный труд, способы решения разных проблем, роль руководителя, необходимость отказа от чувства собственности и т.д. А также даны наставления и указания, применение которых ускорит движение человечества к Мировой Общине: какие изменения нужны в школах и системе образования, как воспитывать детей, как строить взаимоотношения и сотрудничество с разными людьми. Как и в других книгах, много говорится о работе над своими качествами, о труде, о пути к Учителю, о медицине. Кроме того, ряд идей готовит изучающего к восприятию последующих книг: накопление и управление психической энергией, работа с сознанием плавно подводит к книге "Агни-Йога", а информация о космосе и Дальних Мирах готовит почву к восприятию Беспредельности. И неслучайно дана эта информация в этой книге, потому что "врата Общины ведут к дальним мирам".

              Соотношение идей в книге:

              Сотрудничество и Община - 16,35%
              Позитивные качества - 12,38%
              Негативные качества - 6,03%
              Сознание и психическая энергия - 9,52%
              Учитель - 7,14%
              Труд - 6,03%
              Медицина - 4,92%
              Мысль - 4,6%
              Дальние Миры - 3,81%
              Учение - 3,33%
              Прошлое и будущее. Сроки и эволюция - 3,33%
              Взаимоотношения - 2,54%
              Школы и образование - 2,22%
              Собственность - 0,95%
              Разные - 16,83%

              4. Книга «Агни Йога» в отличие от остальных книг, наиболее практична. Здесь собрано много указаний по разным аспектам практики Агни Йоги. Прежде всего о работе с психической энергией. Как её осознавать, ощущать, накапливать, управлять, использовать; какова её природа и свойства; что способствует её накоплению и что её растрачивает; как лечить ею, передавать на расстояние; её связь с чакрами, тонкими телами, сознанием; как связана личная энергия с пространственной и т.п. Следующий этап практики – работа с мыслью, дисциплина мысли. Более подробно о дисциплине мысли будет рассказано в последующих книгах. Также как и отдельная важная тема – передача мысли на расстояние. Второй главный момент книги - работа с сознанием, его качества, утончение и развитие сознания, закономерности его расширения. Продолжается развитие основных идей предыдущих книг, а также вводятся новые идеи для восприятия последующих книг: связь миров - прежде всего о влиянии астрального мира на физический; вскользь упоминается о дальних мирах и мире огненном. И немного сказано об Иерархии и связи с Высшим. В целом книга содержит в себе все основные идеи Учения и эту книгу можно считать основной в плане практики Агни Йоги.

              Соотношение идей в книге "Агни Йога":

              Психическая энергия - 13,54%
              Позитивные качества - 11,38%
              Негативные качества - 5,69%
              Учение - 8,92%
              Развитие сознания - 8,46%
              Жизнь. События - 7,23%
              Труд. Действие. Устремление - 6,77%
              Учитель - 6,3%
              Взаимоотношения. Люди - 5,54%
              Связь миров - 5,08%
              Дисциплина мысли - 4,31%
              Передача мысли - 2,77%
              Иерархия. Связь с Высшим - 3,54%
              Медицина - 3,54%
              Тонкие тела, центры - 1,69%
              Разные - 5,23%

              5. Книга "Беспредельность" из всех книг Учения самая сложная для восприятия и понимания. Здесь мало конкретных практических советов, в основном идеи для размышления и осознания. Но вмещение этих идей вполне можно считать и частью практики Агни Йоги, потому что они выводят сознание за пределы земных ограничений, заставляют задуматься о жизни в космосе, о бесконечности вселенной, о дальних мирах; развивают воображение. Здесь много говорится о разных космических законах и явлениях, которые официальной науке ещё не известны. Словно фрагменты будущих наук о космосе: астрофизика, астрохимия, астрономия и астрология. Даются намеки для ученых, которые в качестве гипотез могут их использовать уже сейчас в своих исследованиях и наблюдениях. Причем космические законы и явления описываются не отдельно, а в их тесной связи с зерном духа, в контексте положения человека в космосе; как космические процессы влияют на сознание и эволюцию людей и отдельно взятого человека; как мы можем участвовать в жизни космоса, устремляться к дальним мирам и сотрудничать с ними. Вводится новое понятие - Космический Магнит. Это центральное понятие книги, которое нужно хорошо осознать. Означает Космическое Сердце или Сознание Венца Космического разума, Иерархии Света. Часто упоминается и понятие Психодинамика - развитие сознания в эволюционном ритме космоса, в созвучии с Космическим Магнитом. Книга "Беспредельность" играет особую роль. Это словно перевалочный пункт перед восприятием остальных книг Учения. Книга расширяет сознание таким образом, чтобы потом с позиции Беспредельности были правильно восприняты идеи книг "Иерархия", "Сердце", "Мир Огненный" и "АУМ".

              Соотношение идей в книге "Беспредельность, часть 1":

              Принципы и законы - 22,08%
              Космос. Дальние Миры. Лучи Светил. Токи - 14,47%
              Беспредельность (осознание и устремление) - 10,91%
              Космический Магнит - 10,41%
              Психодинамика и психожизнь - 7,36%
              Развить, применить - 7,36%
              Качества - 6,09%
              Разные - 21,32%

              6. Книга "Беспредельность. Часть 2" продолжает раскрывать идеи первой книги. Но уже не в таком концентрированном виде, а в совокупности с другими идеями Учения и практическими указаниями. В их контексте ассимилируется понятие Беспредельности, становится ближе к жизни и плавно переводится к идеям последующих книг. Содержит достаточно много информации и наставлений о сердце. Но центральная идея книги - духотворчество. Человек как гражданин вселенной по природе своей творец, и для развития своего духа должен создавать прекрасное.

              Соотношение идей в книге "Беспредельность. Часть 2":

              Творчество - 10,56%
              Дух и сердце - 9,94%
              Принципы и Законы - 9,02%
              Качества - 7,17%
              Беспредельность - 6,12%
              Энергия - 5,05%
              Мысль - 3,82%
              Центры - 3,36%
              Сознание - 3,21%
              Важные - 1,68%
              Разные - 35,9%

              7. Задача книги "Иерархия" - установить связь с Учителем и Иерархией Света, встать на путь Великого Служения - исполнения Указов Иерархии на благо мира. Основная часть параграфов книги содержит наставления о том, как осознать Иерархию, устремиться, установить связь и утвердиться в Ней, сотрудничать; как избрать в сердце Учителя, установить с Ним серебрянную нить связи и укреплять её, удерживать Его образ в третьем глазе. Описано много аспектов взаимоотношений с Учителем и Иерархией. Часть наставлений плавно подводит к следующей книге, говоря о значении сердца. А также по-немногу других важных аспектов практики Агни-Йоги: дисциплина мысли, работа над своими качествами, работа с психической энергией и центрами, медицинские аспекты, советы по здоровью и др.

              Соотношение идей в книге "Иерархия":

              Иерархия и служение - 29,19%
              Качества - 14,2%
              Учитель - 9,86%
              Энергия и центры - 5,33%
              Мысль - 4,73%
              Сердце - 4,54%
              Медицина - 4,34%
              Разные - 27,81%

              8. В книге "Сердце" большинство идей сконцентрированы на сердечном центре. В практике Агни Йоги сердце играет очень важную роль. Это мост ко всем мирам - Тонкому, Огненному, Дальним Мирам. В сердце формируется серебряная нить связи с Учителем. Путем развития сердца расширяется и утончается сознание, приобретается целый спектр качеств, необходимых для служения Общему Благу. А также раскрытие психических центров начинается с раскрытия именно сердечного центра. В книге дано множество практических советов по работе с сердцем: как его слушать, утончать, воспитывать, раскрывать, исследовать, лечить с помощью сердца и т.д. Также в книге достаточно внимания уделено и другим важным аспектам практики Агни Йоги. Книги "Беспредельность", "Иерархия" и "Сердце" образуют группу "Направление -> Связь -> Средство".

              Соотношение идей в книге "Сердце":

              Значение сердца и работа с ним - 33,16%
              Качества - 22,74%
              Психическая энергия - 8,72%
              Дисциплина мысли - 7,52%
              Медицина - 5,47%
              Служение, Учитель, Иерархия - 4,79%
              Труд. Действие. Устремление - 3,59%
              Об одержании - 1,2%
              Разные - 12,82%

              9-11. Далее идут три части книги "Мир Огненный". В первой части основное внимание уделено понятию Огня как всеначальной энергии, как вездесущей божественной субстанции. Говорится о роли Огня во всех психических и духовных явлениях: в работе центров, расширении сознания, лечении болезней и т.д. Многие понятия Агни Йоги описываются с точки зрения огненности, в особом обострении: пламенность сердца, огненные качества, огненная трансмутация сознания, огненность мысли и др. Дано много практических советов по работе с психической энергией (Огнём), а также по работе с центрами. Идеи книги устремляют в Мир Огненный - миру высшей мысли. Поэтому много наставлений посвящено дисциплине мысли и развитию её остроты. И конечно, рассказывается о жизни в Тонком Мире и Мире Огненном, о существах, которые там живут, о связи между мирами. Но устремляясь в Мир Огненный, нужно согласовывать его с Беспредельностью и прочно держаться Иерархии, т.е. необходим синтез.

              Соотношение идей в книге "Мир Огненный. Часть 1":

              Качества - 25,7%
              Психическая энергия, центры - 17,88%
              Огонь и Мир Огненный - 16,48%
              Служение - 7,26%
              Дисциплина мысли - 6,7%
              Разные - 25,98%

              Во второй книге продолжается раскрываться понятие Огня и Мира Огненного, но уже не в такой концентрации как в первой книге, а в контексте других основных понятий Учения и в совокупности со многими практическими аспектами.

              Соотношение идей в книге "Мир Огненный. Часть 2":

              Позитивные качества - 14,33%
              Негативные качества - 6,6%
              Люди, мир, сроки, события - 11,27%
              Огонь, Тонкий Мир и Мир Огненный -10,3%
              Служение Иерархии - 7,89%
              Дисциплина мысли - 7,57%
              Медицина - 6,92%
              Психическая энергия, центры, феномены - 6,76%
              Сердце - 4,35%
              Тёмные - 4,03%
              О Вожде - 1,61%
              Разные - 18,36%

              В третьей книге, в отличие от двух предыдущих, больше внимания уделяется описанию Тонкого и Огненного Миров, их связи и проявлениям в плотном мире. Говорится о необычности времени, ситуации в мире, наступающих сроках и грозных событиях. Также уделено внимание и остальным аспектам практики Агни Йоги в контексте понятия Огня.

              Соотношение идей в книге "Мир Огненный. Часть 3":

              Огонь, психическая энергия, центры - 18,43%
              Тонкий Мир, Мир Огненный, связь миров - 14,49%
              Качества - 13,95%
              Люди, мир, сроки, события - 11,99%
              Учитель, Иерархия, Служение - 8,05%
              Мысль, сознание, дух - 7,51%
              Сердце - 6,98%
              Медицина - 3,94%
              Учение - 2,5%
              Разные - 20,21%

              12. Цель всех Религий и направлений Йоги - связь с Высшим. Агни Йога не исключение, и поэтому предпоследняя книга "АУМ" имеет задачу приблизить практикующего к Высшему Миру, к Высшим Энергиями, установить связь с Высшими Существами. АУМ имеет много значений и толкований, но в Агни Йоге главные из них - это всеначальная энергия и молитва. В книге дано много практических указаний о молитве, о восприятии знаков Высшего Мира. Описывается связь Миров, как Высший Мир проявляет себя в плотном мире. Много указаний по работе с психической энергией и мыслью, но в отличие от предыдущих книг, здесь сделан акцент на экспериментальный и научный аспект: какие можно проводить опыты с психической энергией, какие условия при этом соблюдать; многие нюансы опытов по передаче мысли на расстояние. В будущем через науку такие опыты будут менять материалистическое сознание масс.

              Соотношение идей в книге АУМ:

              Психическая энергия. Свойства и опыты - 23,33%
              Молитва, связь с Высшим, АУМ - 17,12%
              Качества - 10,42%
              Мысль. Передача мысли - 6,95%
              Медицина - 6,7%
              Тонкий Мир - 3,72%
              Сердце - 3,47%
              Работа, труд - 2,48%
              Единение - 2,23%
              Вдохновение - 1,24%
              Разные - 22,33%

              13. Первая часть книги "Братство" говорит об основах, которые ведут к Братству Учителей. Основное внимание уделено сотрудничеству и взаимоотношениям в Общине, а также какие качества нужно развивать для достижения Братства. Уделено достаточно внимания работе с психической энергией и дисциплине мысли. А также другим аспектам практики Агни Йоги: труд, сердце, советы по здоровью и др.

              Соотношение идей в книге "Братство. Часть 1":

              Сотрудничество, Братство, взаимоотношения - 18,85%
              Качества - 17,21%
              Мысль - 16,39%
              Психическая энергия - 12,3%
              Труд - 6,83%
              Медицина - 6,28%
              Тонкий Мир - 4,1%
              Сердце - 3,55%
              Разные - 14,48%

              14. Вторая часть книги Братство - Надземное - это заключительная книга из серии книг Учения Живой Этики. Она самая объемная по сравнению с остальными книгами и рассказывает о внутренней жизни Братства Учителей. Содержит в себе практически все главные идеи Учения:

              Позитивные качества - 15,76%
              Негативные качества - 12,32%
              Тонкий Мир, Надземный Мир, связь Миров - 10%
              Дисциплина мысли - 7,37%
              Мир, сроки, события - 6,66%
              Психическая энергия - 6,46%
              Братство, Иерархия, служение - 4,04%
              Медицина - 3,43%
              Братство - 2,93%
              Труд, действие - 1,62%
              Карма и свободная воля - 1,21%
              Единение, сотрудничество - 1,11%
              Сердце - 1,01%
              Учитель - 0.81%
              Разные - 25,25%

              Теперь, после того как общая картина более-менее ясна, начнём копать вглубь, детально разбираться в выделенных блоках.
              Поэтому продолжение следует...

              P.S.: читать лучше оригинальные статьи на сайте по ссылкам, потому что текст наполнен множеством ссылок на первоисточники в виде спойлеров (скрытого текста). Здесь же только чистый текст без ссылок, потому что технически нет возможности также оформить.
              Мир Огненный открывается перед огненными сознаниями

              Комментарий


              • #8
                А можно, оставив несомненную полезность и нужность этой работы, сразу перейти к комментариям и продуктивной критике?

                Сообщение от Lotos
                Но до сих пор не сделано ни одной попытки целостного описания практики Агни Йоги.
                Правильнее говорить о том, что нет таких опубликованных или имеющихся в открытом доступе работ.

                Поэтому как именно практиковать Агни Йогу – до сих пор остаётся не совсем понятным.
                В смысле знания всей точной последовательности стадий и действий - нет, но в целом в принципе в Учении прямо сказано, как по крайней мере начать А хитрость в том, что там сказано достаточно для того, чтобы при практическом приложении остальное само пришло...

                Данная работа является попыткой выделения метода на основе анализа текстов Учения. Несколько лет мы анализировали все 14 книг Агни Йоги, выделили все практические аспекты (их было тысячи), затем объединяли их в логические блоки, находили взаимосвязи, потом стали видны очертания структуры метода и теперь мы его описываем. Конечно, метод требует доработки, шлифовки, поправок и главное – практической проверки. Для этого мы его и изучаем – чтобы практиковать Агни Йогу.
                Это один из подходов. Другой заключается в том, чтобы излагать уже проверенное практикой. Но объемы изложения, конечно будут разнится в виду того, что опытных практиков днем с огнем...

                Тем не менее, если сравнивать со ступенями классической Йоги, то аналогия может быть приблизительно такой:

                Мне кажется, что описание в столбце Агни Йоги не совсем отражает, не является аналогами того, что в левом столбце. Так управление психической энергией лишь начинается на пранаяме, но заходит и на другие стадии, а Учитель появляется раньше Самадхи.

                Как вы обратили внимание, в Агни Йоге нет асаны, упражнений для тела.
                На самом деле определённый мизер присутствует, однако ему придается значение минимальное по отношению к остальному. Я этот вопрос уже подробно описал в пока еще не готовой работе.

                А в Агни Йоге асана не нужна, потому что набор праны осуществляется не с помощью пранаямы, а целым комплексом психотехник по накоплению психической энергии (воздержание от негативных мыслей и эмоций, восприятие прекрасного, занятия искусством и т.д.).
                Да. Но малая пранаяма тоже используется для очистки тела и накопления праны.

                Также как нет концентрации и медитации, потому что необходимое качество мысли и ясность сознания приобретаются в повседневной жизни путём развития целого комплекса качеств в процессе труда на Общее Благо.
                На самом деле есть там концентрация, но называется она сосредоточение. И роль его очень важна! В негативном ключе о концентрации и медитации сказано в смысле их употребления как оторванных от жизни и искусственности - например как концентрация на кончике носа или медитация с удалением в пещеры на годы...

                Также как и для сосредоточения на образе Учителя и для молитвы необязательно находиться в уединении, а можно практиковать в любое время, даже по ходу рабочего дня.
                Но для этого сначала нужно выработать у себя это умение сосредоточения на Учителе, а этого проще добиться, когда никто не мешает

                В этом смысле Агни Йога очень хорошо адаптирована для практики в социуме, среди людей, и не требует особых условий (времени, места, тишины, приспособлений и т.д.). Также одно из отличий в том, что в Агни Йоге нет конечной цели развития сознания. И самое высокое достижение на данном этапе - это лишь ступень к новым достижениям в Беспредельности.
                Конечно цель - это лишь этап в Беспредельности, но в принципе она у Агни Йоги есть - это подготовка человечества к новым условиям существования, которые наступят на Земле.


                Метод Агни Йоги назван методом открытия путей. И метод представляет собой синтез восточных и западных традиций, соответствует требованиям времени.
                А от западных что? И не есть ли западные лишь отголосок восточных (то же христианство)?

                Поэтому Агни Йога - это Йога будущего. Кроме того, в процессе анализа текстов Агни Йоги стало понятно, что нельзя ограничиваться какой-то одной структурой, потому что это не даст полной картины. Необходимо подробно рассмотреть все центральные понятия Учения, основные идеи каждой из 14-ти книг и этапы пути, описанные в самой Агни Йоге.

                Среди тысяч параграфов наиболее часто даются практические указания по следующим категориям:
                Вот тут и стоит одна из важнейших задач теоретического осмысления Агни Йоги - выделить, какие идеи и моменты являются наиболее важными, а какие менее, выстроить их шкалу, соотношения... И в этом смысле, мне кажется, что не стоит опираться в этом вопросе на количественный показатель употребляемости того или иного термина в тексте. Иногда о самом важном говорят меньше всего...

                Каждую из этих категорий мы рассмотрим очень подробно в соответствующих главах. Они будут основой метода и на них мы будем ссылаться при описании разных этапов пути.
                В процессе нахождения соотношения этих понятий, истина тоже может постепенно вырисоваться.

                Есть и другие категории, которые встречаются менее часто. Их мы тоже постепенно будем рассматривать. Стоит также отметить, что достаточно сложно было выделить отдельные идеи и практические указания ввиду того, что все они тесно переплетаются друг с другом. Нет чёткой границы между теми категориями, что мы выделили. Необходимо каждую рассматривать в комплексе с остальными идеями.
                Более того, считаю, что нужно выделить иерархию идей Учения. Сначала то, что является более приоритетным - принципы, потом уже частные проявления этих общих принципов в конкретных понятиях. Только так картина не потеряет целостности и не раздробится на части.

                А в категории "Разные идеи" содержатся множество идей на самые различные темы, которые довольно сложно систематизировать и выделить в конкретные блоки. Но с ними мы тоже будем постепенно разбираться.
                Всё можно систематизировать, просто может пока еще не найдена или не осознана та общая категория или принцип, к которому относятся найденные частности.

                Советуется Учение перечитывать время от времени, при разных состояниях сознания, в разное время суток - это способствует открытию новых граней понимания, более глубокому проникновению в суть Учения, нахождению новых идей. Но со временем возникает проблема синтеза. Ведь Учение содержит тысячи идей. Как их всех воспринять одновременно? Как их удержать в сознании и понять какие центральные, а какие второстепенные и как они все связаны друг с другом? Можно всю жизнь листать книги Учения, читать отдельные параграфы, что-то применять в жизни, но пользы от этого будет мало. Нужно преобразить Учением всю жизнь. Вместо того, чтобы собирать крохи, нужно сорвать плод. Для того, чтобы начать системно практиковать Агни-Йогу, нужно хорошо понимать метод Учения и весь спектр идей, которые оно в себя включает.
                Не отрицая нужность и важность создания методологии, все же скажу, что синтез как раз и приходит после долгого собирания крох, когда они озарением собираются в сознании в единое целое - такое озарение качественно куда более ценно, чем прочтение кем-то составленной методологии и следования ей. Хотя и ошибок во втором случае будет меньше.

                Внешне данная работа напоминает подборки, но на самом деле это имеет мало отношения к подборкам. Хотя бы потому, что поисковые системы здесь не использовались вообще, только ручная работа. Каков был механизм работы над каждой книгой? Внимательно изучали текст книги и выделяли из него отдельные практические идеи. Это мог быть один целый параграф, пол параграфа или же два параграфа подряд. Затем эту цитату кратко озаглавливали, небольшим предложением, так, чтобы было понятно о чём речь. Это одна единица, один кирпичик. Всего по книге обычно получается по нескольку сотен таких кирпичиков. Иногда эквивалентно количеству параграфов, иногда больше, иногда меньше. Затем смотрели список названий всех кирпичиков и объединяли их в группы (блоки) по общим признакам. В результате в каждой книге оформился ряд центральных идей, на которых акцентировано внимание.
                Я тоже делал такие пометки давно при чтении ЖЭ. Но на понимание метода или структуры основных идей они меня не вывели
                Радость есть особая мудрость!

                Комментарий


                • #9
                  Сообщение от Кайвасату
                  А можно, оставив несомненную полезность и нужность этой работы, сразу перейти к комментариям и продуктивной критике?
                  Конечно!

                  Сообщение от Кайвасату
                  Правильнее говорить о том, что нет таких опубликованных или имеющихся в открытом доступе работ.
                  Согласен, это и имел ввиду. Как и о данной работе мало кто знал до сегодняшней публикации, хотя начали её года 4 назад.


                  Сообщение от Кайвасату
                  В смысле знания всей точной последовательности стадий и действий - нет, но в целом в принципе в Учении прямо сказано, как по крайней мере начать А хитрость в том, что там сказано достаточно для того, чтобы при практическом приложении остальное само пришло...
                  А как ты совместишь эту идею с этим? :
                  Представьте себе, как к сложной машине подходит невежда. Он не думает о смысле аппарата, но хватает за первый рычаг, не сознавая последствий. Совершенно то же самое происходит с человеком, который упомнил лишь одну подробность целого Учения и удивляется, что не видит общего следствия. Так же как неосторожное обращение с машиной грозит невежде гибелью, так же находится в опасности человек, пренебрегающий сущностью Учения.
                  Кто-то обратил внимание только на качество пищи, кто-то только постарался не сквернословить, другой — не раздражаться, третий — не бояться, но такие полезные подробности будут, все-таки, отдельными рычагами, не поднимет каждый всю тяжесть. Нужно постепенно вникать в синтез Учения, только радуга синтеза может дать продвижение. Если кто заметит, что им овладела одна сторона, пусть прилежно повторяет и другие части данных указаний.
                  Даем много прикрытого и постепенно приближаем осознание. Пусть не боится человек подходить близко, пока он не усвоит ритма Мозаики.
                  Так приближение к синтезу научит пользоваться всеми подробностями.
                  [Аум, 497]
                  Сообщение от Кайвасату
                  Это один из подходов. Другой заключается в том, чтобы излагать уже проверенное практикой. Но объемы изложения, конечно будут разнится в виду того, что опытных практиков днем с огнем...
                  У нас подход в том, чтобы параллельно с теоретическим синтезом практиковать всё что мы поняли. Так будет накапливаться и проверенная практикой информация.

                  Сообщение от Кайвасату
                  Мне кажется, что описание в столбце Агни Йоги не совсем отражает, не является аналогами того, что в левом столбце. Так управление психической энергией лишь начинается на пранаяме, но заходит и на другие стадии, а Учитель появляется раньше Самадхи.
                  Так и в Аштанга-Йоге эти стадии проникают друг в друга. Яма и Нияма практикуются постоянно и не заканчиваются на асане или пранаяме. Таблица же их не разграничивает. Можно сказать что это последовательное добавление того, что нужно прибавлять к практике, на чём сделать акцент.

                  Сообщение от Кайвасату
                  Да. Но малая пранаяма тоже используется для очистки тела и накопления праны.
                  Да, есть, но это скорее как просто дополнительная техника, отнюдь необязательная и не центральная как в классической йоге.

                  Сообщение от Кайвасату
                  На самом деле есть там концентрация, но называется она сосредоточение. И роль его очень важна! В негативном ключе о концентрации и медитации сказано в смысле их употребления как оторванных от жизни и искусственности - например как концентрация на кончике носа или медитация с удалением в пещеры на годы...
                  Концентрация есть, но практикуется она совсем не так как в классической йоге. Т.е. не нужно садиться в сиддхасану и смотреть на пламя свечи часами. Концентрация практикуется в повседневной жизни путём развития внимательности к разным явлениям вокруг, умением замечать мелочи, изменения. Острота сознания и высокая осознанность воспитывается в ходе жизни. Поэтому и сказано что концентрация - это отсталое понятие, потому что оно должно быть выражено в жизни.

                  Сообщение от Кайвасату
                  Но для этого сначала нужно выработать у себя это умение сосредоточения на Учителе, а этого проще добиться, когда никто не мешает
                  Да, тоже вариант. Поэтому и даётся указание раз в неделю быть в полной тишине наедине с Учителем. А ещё хотя бы 1 час в день посвящать приближению к Учению.

                  Сообщение от Кайвасату
                  Конечно цель - это лишь этап в Беспредельности, но в принципе она у Агни Йоги есть - это подготовка человечества к новым условиям существования, которые наступят на Земле.
                  Да, это если брать общечеловеческие задачи. А в тексте сравнивал с классической Йогой - какие отличия в плане индивидуального развития.


                  Сообщение от Кайвасату
                  А от западных что? И не есть ли западные лишь отголосок восточных (то же христианство)?
                  От западных - наука. Учение - это ведь синтез религии, науки и философии. Ты посмотри оригинальную статью, там в спойлерах вшиты все исходные цитаты, откуда брал идею:
                  4.399. Метод Нашего Учения обычно осуждается с двух сторон. Приверженцы старины не могут простить Нашего внимания к западной современной науке. Последователи Запада не могут простить почитания явлений древнейшей мудрости.
                  Сообщение от Кайвасату
                  Вот тут и стоит одна из важнейших задач теоретического осмысления Агни Йоги - выделить, какие идеи и моменты являются наиболее важными, а какие менее, выстроить их шкалу, соотношения... И в этом смысле, мне кажется, что не стоит опираться в этом вопросе на количественный показатель употребляемости того или иного термина в тексте. Иногда о самом важном говорят меньше всего...
                  Конечно. Но количественные показатели тут нужны для представления общей картины, из чего в принципе состоит Учение. А также для группировки однородных идей, чтобы легче было в них ориентироваться. А опираться мы будем на те структуры практики и этапы, которые описаны в самом Учении:
                  (в оригинальной статье - это спойлеры, в которые вшиты цитаты)
                  1) Четыре камня основания
                  2) Начало практики Агни Йоги
                  3) Признаки вступления на путь Служения
                  4) Открытие четырёх врат
                  5) Качества Архата
                  6) Степени познавания
                  7) Йога – отказ от самости и принесение пользы Миру
                  8 ) Качества взыскующих Общего Блага
                  9) Как действует провод только что вступающих на путь Служения
                  10) Начало приближения к Огненному Миру будет в усвоении основ жизни
                  11) Как приступить к пламенной Йоге Сердца
                  12) Самоусовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек
                  Сообщение от Кайвасату
                  В процессе нахождения соотношения этих понятий, истина тоже может постепенно вырисоваться.
                  К этому и стремимся

                  Сообщение от Кайвасату
                  Более того, считаю, что нужно выделить иерархию идей Учения. Сначала то, что является более приоритетным - принципы, потом уже частные проявления этих общих принципов в конкретных понятиях. Только так картина не потеряет целостности и не раздробится на части.
                  Именно так и работаем. Всё это планируется на будущее. А пока только провели первый этап - полный анализ текста и группировка однородных понятий.

                  Сообщение от Кайвасату
                  Всё можно систематизировать, просто может пока еще не найдена или не осознана та общая категория или принцип, к которому относятся найденные частности.
                  Да, может быть. Поэтому и названа категория как ещё не систематизированная. Потом с прояснением иерархии понятий и более чёткой группировки, все неясные элементы будут определяться и примыкать к своим группам.

                  Сообщение от Кайвасату
                  Не отрицая нужность и важность создания методологии, все же скажу, что синтез как раз и приходит после долгого собирания крох, когда они озарением собираются в сознании в единое целое - такое озарение качественно куда более ценно, чем прочтение кем-то составленной методологии и следования ей. Хотя и ошибок во втором случае будет меньше.
                  Тоже верно. Но для этого нужно обладать синтетическим качеством сознания. Это редкость. Я бы предпочёл следовать уже известному и проверенному практиками методу, чем с нуля самому пытаться разобраться в методе. Но ситуация в нашем Учении такова, что таких работа ещё нет. Приходится долго, годами разбираться собственными силами, синтезировать постепенно метод и практиковать.

                  Сообщение от Кайвасату
                  Я тоже делал такие пометки давно при чтении ЖЭ. Но на понимание метода или структуры основных идей они меня не вывели
                  Ты наверное делал по отдельным некоторым шлокам. А мы последовательно по всем сразу, от корки до корки проштудировав Учение.
                  Мир Огненный открывается перед огненными сознаниями

                  Комментарий


                  • #10
                    Сообщение от Lotos
                    В смысле знания всей точной последовательности стадий и действий - нет, но в целом в принципе в Учении прямо сказано, как по крайней мере начать А хитрость в том, что там сказано достаточно для того, чтобы при практическом приложении остальное само пришло...
                    А как ты совместишь эту идею с этим? :

                    Представьте себе, как к сложной машине подходит невежда. Он не думает о смысле аппарата, но хватает за первый рычаг, не сознавая последствий. Совершенно то же самое происходит с человеком, который упомнил лишь одну подробность целого Учения и удивляется, что не видит общего следствия. Так же как неосторожное обращение с машиной грозит невежде гибелью, так же находится в опасности человек, пренебрегающий сущностью Учения.
                    Кто-то обратил внимание только на качество пищи, кто-то только постарался не сквернословить, другой — не раздражаться, третий — не бояться, но такие полезные подробности будут, все-таки, отдельными рычагами, не поднимет каждый всю тяжесть. Нужно постепенно вникать в синтез Учения, только радуга синтеза может дать продвижение. Если кто заметит, что им овладела одна сторона, пусть прилежно повторяет и другие части данных указаний.
                    Даем много прикрытого и постепенно приближаем осознание. Пусть не боится человек подходить близко, пока он не усвоит ритма Мозаики.
                    Так приближение к синтезу научит пользоваться всеми подробностями.
                    [Аум, 497]
                    Я говорил о применении тех начальных рекомендаций, которые даны в Учении, а в приведенной цитате говорится об их выборочном и неполном применении.


                    Да, есть, но это скорее как просто дополнительная техника, отнюдь необязательная и не центральная как в классической йоге.
                    Всё так, но она, тем ни менее прямо прописана и рекомендована к применению в той шлоке, которая одна из немногих описывает метод.

                    Да, это если брать общечеловеческие задачи.
                    Это именно назначение и цель йоги.
                    Весь метод по сути можно свести к известной тебе триаде Беспредельность-Иерархия-Сердце, а остальное будет лишь уточнять и расширять каждое из понятий.

                    Ты наверное делал по отдельным некоторым шлокам. А мы последовательно по всем сразу, от корки до корки проштудировав Учение.
                    Не, делал по всем подряд, когда читал - записывал в блокноте пометки. Но наверное тогда не хватило синтетического мышления.
                    Радость есть особая мудрость!

                    Комментарий


                    • #11
                      Сообщение от Кайвасату
                      Я говорил о применении тех начальных рекомендаций, которые даны в Учении, а в приведенной цитате говорится об их выборочном и неполном применении.
                      В цитате как раз и перечисляются начальные рекомендации, как их люди пытаются применять, но если нет синтетического понимания Учения, то пользы от них особой нет. Потому что как раз и получается неполное применение от недостатка понимания.

                      Сообщение от Кайвасату
                      Всё так, но она, тем ни менее прямо прописана и рекомендована к применению в той шлоке, которая одна из немногих описывает метод.
                      В Агни Йоге пранаяма служит скорее как очищающее средство, а не как главный метод для набора психической энергии как в Аштанга-Йоге.

                      Сообщение от Кайвасату
                      Это именно назначение и цель йоги.
                      Весь метод по сути можно свести к известной тебе триаде Беспредельность-Иерархия-Сердце, а остальное будет лишь уточнять и расширять каждое из понятий.
                      Изначально говорил в контексте сравнения с классической Йогой. Не про наличие конечных целей, а в принципе про конечность развития. В классической йоге считается что самадхи - это конечная цель, высшая степень развития, конечный пункт развития любого человека. А в Агни Йоге тоже есть цели, но они не являются конечными в эволюции человека, а только этапы. Для Агни Йоги как Учения это может и конечные цели, но когда Агни Йога будет полностью реализована человечеством, то будут даны новые Учения, ведущие на новые ступени эволюции. Т.е. в отличие от других Учений и Йог, Агни Йога говорит о беспредельности развития.

                      Сообщение от Кайвасату
                      Не, делал по всем подряд, когда читал - записывал в блокноте пометки. Но наверное тогда не хватило синтетического мышления.
                      А может функционал не тот использовал? А то мы делали в формате форума, где темы пачками можно легко перебрасывать из раздела в раздел. Где на каждую идею создавалась отдельная тема, которую можно переименовывать при случае. Если есть желание - потом покажу эту творческую мастерскую
                      Мир Огненный открывается перед огненными сознаниями

                      Комментарий


                      • #12
                        Сообщение от Lotos
                        В цитате как раз и перечисляются начальные рекомендации, как их люди пытаются применять, но если нет синтетического понимания Учения, то пользы от них особой нет. Потому что как раз и получается неполное применение от недостатка понимания.
                        Я говорил немного о других начальных рекомендациях, не тех, что в примере, они именно даны блоком, не разбросаны и прямо отвечают на вопрос "Как же мне подойти к познанию Агни-Йоги?"


                        В Агни Йоге пранаяма служит скорее как очищающее средство, а не как главный метод для набора психической энергии как в Аштанга-Йоге.
                        Конечно не главный, главный не зависит от дыхания, но это и не только способ очистки каналов, но и способ обретения начальных навыков управления праной. Хорошо об этом Вивекананда писал.

                        Изначально говорил в контексте сравнения с классической Йогой. Не про наличие конечных целей, а в принципе про конечность развития. В классической йоге считается что самадхи - это конечная цель, высшая степень развития, конечный пункт развития любого человека. А в Агни Йоге тоже есть цели, но они не являются конечными в эволюции человека, а только этапы.
                        Нет конечности и там и там Самадхи тоже имеет ряд степеней, а высшее достижение для человека ведь не означает, что за ними не следуют достижения не человека, а "богочеловека"

                        Для Агни Йоги как Учения это может и конечные цели, но когда Агни Йога будет полностью реализована человечеством, то будут даны новые Учения, ведущие на новые ступени эволюции. Т.е. в отличие от других Учений и Йог, Агни Йога говорит о беспредельности развития.
                        Я не вижу тут отличий с другими йогами и учениями. Это лишь ограниченное сознание их фанатичных последователей ограничило их в достижениях.

                        А может функционал не тот использовал?
                        В смысле?
                        просто в итоге и получился набор понятий, а не целостная из них система. Но в принципе я тогда и не ставил себе целей таких
                        Радость есть особая мудрость!

                        Комментарий


                        • #13
                          Сообщение от Кайвасату
                          Я говорил немного о других начальных рекомендациях, не тех, что в примере, они именно даны блоком, не разбросаны и прямо отвечают на вопрос "Как же мне подойти к познанию Агни-Йоги?"
                          Эта шлока при кажущейся краткости и простоте довольна объёмна на самом деле, тут затронуты многие понятия. Если проследить с чем она связана, то получится чуть ли не половина всего текста Агни Йоги:

                          "Очисти мышление" - по вопросам дисциплины мысли у нас получилось 5,32% идей Учения. Чтобы очистить мышление, нужно хорошо осознавать зачем это нужно, понимать пространственное значение мысли, как она влияет на тебя и на окружающих, почему мысль важнее даже чем внешние поступки и т.д. А также какими методами можно очищать мышление, что способствует дисциплинированному мышлению.

                          "познай три наихудших свойства твои" - по качествам у нас вообще получился самый огромный блок - 17,25% (если сложить вместе упоминание всех позитивных и негативных качеств, которые по сути одни и те же качества на разных полюсах). Дано огромное множество практической информации по работе с качествами, какие качества на какие влияют, группы родственных качеств, какие из каких происходят, там целая их иерархия. И чтобы над ними работать, нужно их структуру понимать. Из этой структуры можно будет определить довольно чётко и свои негативные качества, которые нужно сжигать. А после их определения, можно найти в Учении рекомендации по их преодолению, или по развитию противоположных им позитивных качеств.

                          "предай их сожжению в огненном устремлении" - что такое огненное устремление - это тоже отдельная тема. Куда устремляться, зачем, как поддерживать огонь устремления и т.д.

                          "И тогда избери Учителя на Земле" - по вопросу Учителя и Его взаимоотношений с учеником тоже довольно много описано в Учении. Как избирать себе Учителя? Какими качествами он должен обладать? Как не ошибиться в выборе? Тут и распознавание - отдельная важная тема.

                          "укрепи тело данными лекарствами" - какие лекарства даны? Их очень много в Агни Йоге. У нас по блоку "медицина" получилось 3,75% рекомендаций. Там очень много про разные средства, лекарства, про лечение и профилактику разных болезней. Их всех тоже нужно знать, чтобы поддерживать здоровье и укреплять тело.

                          "и пранаямой" - что такое пранаяма и как её правильно практиковать с точки зрения Агни Йоги - это тоже нужно знать. Есть ряд наставлений по этому вопросу.

                          "Увидишь звезды духа, увидишь огни очищения центров, услышишь голос Учителя Незримого и вступишь в прочие тончайшие понимания, преображающие жизнь". - а это уже не начальные рекомендации, а результаты успешного применения целого комплекса вышеуказанных рекомендаций.

                          Поэтому я не представляю как может быть одной только этой шлоки достаточно для начала практики. Она включает в себя огромное количество идей, которые нужно найти и систематизировать.

                          Но вообще, в качестве первых советов, перед началом практики Агни Йоги, я бы обратил внимание на эту шлоку:

                          14.370. Урусвати знает, что самоусовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек. Обращаем внимание на условия о малых, обиходных привычках. Люди иногда полагают, что нужно отрешиться от самых главных препятствий, но такой путь обычно бывает непосилен. Кроме того, можно наблюдать весьма уродливое явление, когда человек полагает, что он освободился от самых главных препятствий, но, в то же время, он остался увешанным самыми безобразными малыми привычками. Такое дерево, гнущееся под тяжестью отвратительных плодов, взращенных в течение многих веков, являет зрелище плачевное.
                          Также надо помнить, что изгнание некоторых малых привычек совсем не легко. Среди них будут и такие, которые незаметны самому себе, только зоркий глаз может их распознать. Но такие сокрытые привычки часто служат ключом к самому главному перерождению. Помните старинную пословицу: «Умей поймать за хвост самого маленького черта, и он укажет, где наибольший».
                          Следует повторять такую народную мудрость, чтобы от поверхностного чтения книг Учения перейти к действию. Можно указать, как некоторые именно после прочтения всех книг оказывались как бы ничего не приобретшими. Можно даже найти, что такие омертвелые читатели отступали назад и оказывались хуже неграмотных.
                          Но пусть они сообразят, что именно во время чтения ими было претворено в действие? Пусть они скажут себе, от каких привычек им удалось освободиться? Пусть запишут, что явило им пользу из прочитанного – самая малая привычка осталась неприкосновенной. Можно ли ждать, что гармония водворится среди гама диссонанса? Так не забывайте предупреждать друзей об отрешении от самых малых привычек.
                          Мыслитель сам умел отрешаться от малых и великих привычек. Он учил не носить в одежде ненужных камней.
                          Таким образом, сначала нужно преодолеть свои привычки, а потом уже подходить к практике Агни Йоги: очищение мышления, работа над качествами и т.д.

                          Сообщение от Кайвасату
                          Конечно не главный, главный не зависит от дыхания, но это и не только способ очистки каналов, но и способ обретения начальных навыков управления праной. Хорошо об этом Вивекананда писал.
                          Согласен. В Агни Йоге вообще целый комплекс советов и методов по развитию и управлению психической энергией. Например, общение с растениями. Описаны множество факторов, которые способствуют накоплению энергии и которые её растрачивают.

                          Сообщение от Кайвасату
                          Нет конечности и там и там Самадхи тоже имеет ряд степеней,
                          Да, имею ввиду высшую степень - Сахаджа Самадхи. Это считается там высшим духовным достижением.

                          Сообщение от Кайвасату
                          а высшее достижение для человека ведь не означает, что за ними не следуют достижения не человека, а "богочеловека"
                          Да, не означает, но об этом и не говорится. И это может быть причиной того, что люди считают это пределом. В христианстве вообще считается, что за пределами земли нет жизни. Агни Йога же в отличие от других Учений прямо говорит о беспредельности развития, о жизни на Дальних Мирах, о ступенях за пределами человеческой эволюции - Сотрудник Начал и Создатель.

                          Сообщение от Кайвасату
                          Я не вижу тут отличий с другими йогами и учениями. Это лишь ограниченное сознание их фанатичных последователей ограничило их в достижениях.
                          Но это ограничение не на пустом месте возникло. У них в Учениях просто не сказано об этом. А у нас сказано прямо и даже дано две части книги "Беспредельность".

                          Сообщение от Кайвасату
                          В смысле?
                          просто в итоге и получился набор понятий, а не целостная из них система. Но в принципе я тогда и не ставил себе целей таких
                          Обычный блокнот notepad использовал?
                          У нас тоже сначала бессвязный набор идей получился, а потом их сгруппировали в блоки по общим признакам.
                          Мир Огненный открывается перед огненными сознаниями

                          Комментарий


                          • #14
                            Сообщение от Lotos
                            Эта шлока при кажущейся краткости и простоте довольна объёмна на самом деле, тут затронуты многие понятия.
                            Естественно

                            "познай три наихудших свойства твои" - по качествам у нас вообще получился самый огромный блок - 17,25% (если сложить вместе упоминание всех позитивных и негативных качеств, которые по сути одни и те же качества на разных полюсах). Дано огромное множество практической информации по работе с качествами, какие качества на какие влияют, группы родственных качеств, какие из каких происходят, там целая их иерархия. И чтобы над ними работать, нужно их структуру понимать. Из этой структуры можно будет определить довольно чётко и свои негативные качества, которые нужно сжигать. А после их определения, можно найти в Учении рекомендации по их преодолению, или по развитию противоположных им позитивных качеств.

                            "предай их сожжению в огненном устремлении" - что такое огненное устремление - это тоже отдельная тема. Куда устремляться, зачем, как поддерживать огонь устремления и т.д.

                            "И тогда избери Учителя на Земле" - по вопросу Учителя и Его взаимоотношений с учеником тоже довольно много описано в Учении. Как избирать себе Учителя? Какими качествами он должен обладать? Как не ошибиться в выборе? Тут и распознавание - отдельная важная тема.

                            "укрепи тело данными лекарствами" - какие лекарства даны? Их очень много в Агни Йоге. У нас по блоку "медицина" получилось 3,75% рекомендаций. Там очень много про разные средства, лекарства, про лечение и профилактику разных болезней. Их всех тоже нужно знать, чтобы поддерживать здоровье и укреплять тело.

                            "и пранаямой" - что такое пранаяма и как её правильно практиковать с точки зрения Агни Йоги - это тоже нужно знать. Есть ряд наставлений по этому вопросу.
                            Конечно это шлока для того, кто уже прочёл Учение и имеет представление о базисных понятиях. Но вовсе не обязательно знать всё во всех мелочах для того, чтобы начать что-то делать (Вспоминается тут еще притча Будды о стреле...). Учение ведь однозначно говорит о том, что нужно не сначала прочитать все книги Учения, а потом осознавать, строить в уме стройную картину, и только потом применять, а применять уже сразу по прочтении каждого совета.

                            Поэтому я не представляю как может быть одной только этой шлоки достаточно для начала практики. Она включает в себя огромное количество идей, которые нужно найти и систематизировать.
                            Ну даже если подходить к шлоке поэтапно... Начать с выявления своих негативных трех качеств и преодоленнии их. Неужели нужны какие-то дополнительные систематизации для этого?

                            Но это ограничение не на пустом месте возникло. У них в Учениях просто не сказано об этом. А у нас сказано прямо и даже дано две части книги "Беспредельность".
                            Конечно не на пустом - оно основано на ограниченности сознания людей А почему не давалось - по той же самой причине. Можно выразить её и иначе: всему своё место и время.

                            Обычный блокнот notepad использовал?
                            У нас тоже сначала бессвязный набор идей получился, а потом их сгруппировали в блоки по общим признакам.

                            Бумажный блокнот + ручка
                            Радость есть особая мудрость!

                            Комментарий


                            • #15
                              Сообщение от Кайвасату
                              Конечно это шлока для того, кто уже прочёл Учение и имеет представление о базисных понятиях. Но вовсе не обязательно знать всё во всех мелочах для того, чтобы начать что-то делать (Вспоминается тут еще притча Будды о стреле...). Учение ведь однозначно говорит о том, что нужно не сначала прочитать все книги Учения, а потом осознавать, строить в уме стройную картину, и только потом применять, а применять уже сразу по прочтении каждого совета.
                              Согласен. Но когда видишь общую картину, тогда применение будет более эффективным, а движение более быстрым. Получается идёшь как бы с факелом, а не наощупь.

                              Сообщение от Кайвасату
                              Ну даже если подходить к шлоке поэтапно... Начать с выявления своих негативных трех качеств и преодоленнии их. Неужели нужны какие-то дополнительные систематизации для этого?
                              Там не с качеств начало, а с очищения мышления. И только после - работа с качествами. По мышлению да, думаю нужно многие нюансы понять чтобы его очистить. И какая степень его очищения будет достаточной для работы с качествами?
                              Но вообще, общая систематизация идей Учения мне помогла понять, как сказал выше, что начинать нужно не с мышления и качеств, а с преодоления привычек.

                              Сообщение от Кайвасату
                              А почему не давалось - по той же самой причине. Можно выразить её и иначе: всему своё место и время
                              Ну вот: время пришло сказать о Беспредельности. Это и является одним из отличий Агни Йоги от других Йог.

                              Сообщение от Кайвасату

                              Бумажный блокнот + ручка
                              Да, что-то я увлёкся технологиями так, что некоторые слова приобретают иной смысл
                              Мир Огненный открывается перед огненными сознаниями

                              Комментарий


                              Agni-Yoga Top Sites
                              Обработка...
                              X