На пути йоги могут использоваться различные методы и средства. По общему правилу их применение зависит от уровня развития практикующего. Практикующий не может использовать более совершенные средства, если он не способен их использовать в силу неразвитости тех или иных способностей. Но это в идеале, когда развитие идет последовательно и поднимает ученика вверх по ступеням развития. Но на практике часты случаи, когда практикующий готов к использованию более совершенных средств и методов, но или не знает об их существовании, или слишком привык к менее совершенным средствам. Можно наблюдать целые школы и секты, которые имеют свои устоявшиеся методы и средства, и не выходят за их рамки, несмотря на способности своих учеников. Иначе ведь им придется признать их секты не совершенными и их гуру просто рискуют потерять авторитет и пастау. В итоге получается ситуация, когда одна и та же цель может быть достигнута разными средствами и в современном мире свободы информации человек стоит перед выбором, какие средства выбрать. К сожалению выбор этот затруднен тем, что низшие методы и средства распространены и представлены гораздо шире, чем методы высшие.
Типичным примером низших методов является хатха-йога. Всю жизнь её последователи действуют теми же средствами, так и не переходя к более совершенной раджа-йоге. Высшие йоги работают с умом, а низшие действуют через механику тела. Например в хатха-йоге есть практика глубокого частого дыхания как часть практик пранаямы.
Длительная гипервентиляция легких приводит к снижению концентрации углекислого газа. Это в свою очередь ведёт к сужению кровеносных сосудов. Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца от этого менее эффективно передают его тканям. В результате у тканей возникает кислородное голодание. Кислородное голодание ведет к торможениею коры больших полушарий головного мозга, вследствие чего более интенсивно начинает работать подкорка, активируя работу безсознательного. Таким образом практикующий практикой глубокого частого дыхания добивается по сути «отключения» рассудочного ума, т.е. механически (и с риском для здоровья) добивается того, что в высших практиках достигается работой с собственным умом. Примером аналогии в высших практиках в данном случае может служить Дзогчен.
Если уровень сознания позволяет, то всегда лучше использовать высшие методы, идти более достойными горними путями.
Типичным примером низших методов является хатха-йога. Всю жизнь её последователи действуют теми же средствами, так и не переходя к более совершенной раджа-йоге. Высшие йоги работают с умом, а низшие действуют через механику тела. Например в хатха-йоге есть практика глубокого частого дыхания как часть практик пранаямы.
Длительная гипервентиляция легких приводит к снижению концентрации углекислого газа. Это в свою очередь ведёт к сужению кровеносных сосудов. Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца от этого менее эффективно передают его тканям. В результате у тканей возникает кислородное голодание. Кислородное голодание ведет к торможениею коры больших полушарий головного мозга, вследствие чего более интенсивно начинает работать подкорка, активируя работу безсознательного. Таким образом практикующий практикой глубокого частого дыхания добивается по сути «отключения» рассудочного ума, т.е. механически (и с риском для здоровья) добивается того, что в высших практиках достигается работой с собственным умом. Примером аналогии в высших практиках в данном случае может служить Дзогчен.
Если уровень сознания позволяет, то всегда лучше использовать высшие методы, идти более достойными горними путями.
Комментарий