Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

О достоверности высказываний С.Н.Рериха о Саи Бабе

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • О достоверности высказываний С.Н.Рериха о Саи Бабе

    Нажмите на изображение для увеличения.*  Название:	Rerih_Sai.jpg* Просмотров:	0* Размер:	52.2 Кб* ID:	90433










    В сети Интернет можно встретить статью авторства Эрлендура Хаоалдсона о том, как С.Н.Рерих встречался с Саи Бабой.
    Эта статья является выдержкой из книги Эрлендура Харалдсона «Современные чудеса. Исследование психического феномена Сатья Саи Бабы» и обычно предваряется следующим вводным описанием:
    Исландский ученый Эрлендур Харалдсон решил подтвердить или развенчать легенду о магических силах известного во всем мире индийского чудотворца Сатья Саи Бабы. Среди именитых и всеми уважаемых людей, с которыми он встречался и чьи рассказы тщательно запротоколировал, был и Святослав Николаевич Рерих. Профессор Харалдсон познакомился со Святославом Рерихом и его супругой, мадам Девикой Рани, в 1977 году, а затем встречался с ними еще несколько раз в 1981-м. Еще в молодости он с интересом читал книги, написанные Николаем и Еленой Рерих, отцом и матерью художника. Святослав Рерих пригласил ученого в свое имение Татгуни, близ Бангалора. Они встретились, как старые друзья, и вскоре обнаружили ряд общих интересов, в частности, в области исследования психических явлений. Ниже приводится рассказ Святослава Рериха о его встречах с индийским святым, записанный доктором Эрлендуром Харалдсоном для книги «Современные чудеса. Исследование психического феномена Сатья Саи Бабы».
    Перед тем, как что-либо говорить об этом рассказе, предлагаю с ним непосредственно ознакомиться:
    В 1968 г. моя жена, будучи в гостях у Бабы в Путтапарти, упомянула, что вскоре я заеду к нему один или вместе с ней. Но Баба ответил: «Нет, я сам к вам приеду. Хочу лично засвидетельствовать почтение». Назначили дату и время.

    Баба прибыл с группой сопровождающих, среди которых были д-р Гокак, в то время проректор Бангалорского университета, и миссис Индира Деви. В тот момент у нас также гостил майор Толвар с женой и двумя дочерьми, Рену и Премилой, незамужними барышнями. В довершение всего о приезде Бабы каким-то образом узнали деревенские жители — они столпились вокруг дома в ожидании даршана. Точное количество присутствующих назвать не могу, но их было несколько сотен.

    Мы провели гостей в рабочую студию, и Баба выразил желание посмотреть мои картины. Я показал ему несколько работ; он пространно комментировал их, объясняя значение, — должен признать, его прочтение картин было очень точным. Через некоторое время подали чай. Моя жена спросила Бабу, что он предпочитает, чай или кофе. Но он ответил: «Я не пью кофе и, признаться, чай тоже». Однако жена возразила: «Как гость моего дома Вы должны чего-нибудь отведать. Что Вам подать?» Тогда он сказал: «Хорошо, я выпью молока, можете подать его в своей серебряной чашке — той, что приготовили для меня».

    Мадам Девика Рани с детства хранила серебряную чашку, с особым тщанием содержала ее в чистоте и не позволяла пить из нее никому постороннему. За два дня до приезда Бабы она велела одной из служанок прокипятить и почистить чашку — решила, если Баба захочет молока, подать молоко в серебряной чашке. Однако в разговоре со Свами об этой чашке ни разу не упоминалось.

    Пока жены не было в комнате — она отдавала распоряжения слугам, — Баба взмахнул рукой (я сидел рядом с ним), и у него в ладони оказался кусок халвы. Она была настолько свежей и горячей, что, когда я положил кусочек на бумагу, лист весь пропитался маслом. Баба вложил лакомство мне в руку, и я раздал по кусочку всем присутствовавшим — их было человек 15-20. Хватило всем, но ничего не осталось.

    Когда жена вернулась, я сказал: пока ее не было, Баба угощал нас халвой. Она пожурила Бабу: «Почему Вы не угостили меня? Других угощаете, а меня — нет!» Тогда со словами «Вот, пожалуйста» он протянул нам новую порцию лакомства, в том же количестве, что и в первый раз, так что и моя жена смогла отведать халвы, а все остальные получили по второй порции.

    Потом мы с гостями вышли в сад. Нас встретила толпа деревенских жителей, собравшихся около дома и под огромным баньяновым деревом. Мадам Девика Рани сказала Бабе: «Саи, сделайте что-нибудь для этих людей, они ждут». Баба вытянул руку и произвел священный пепел вибхути. Несколько человек подошли к нему и подставили ладони, чтобы получить вибхути. Затем они поделились с другими собравшимися. Баба производил вибхути в течение довольно продолжительного времени — подобно потоку, так что каждый из толпы получил свою долю, хотя собрались сотни людей. Под нашим баньяном находится маленький храм или, скорее, святилище Мунишвара, за ним приглядывает пуджари, священник-брамин. Поскольку начало темнеть, Баба попросил мадам Девику Рани принести яркую лампу. Затем он направился к дереву, где стоял пуджари, и приветствовал его. Моя жена подошла к Свами и сказала: «Прошу Вас, подарите ему что-нибудь на память». Баба согласился и спросил пуджари: «Кого ты почитаешь превыше всего?» — «Я священник-шиваит, — ответил тот, — но мой личный объект почитания — Ганеша». Саи Баба проделал привычные кругообразные движения рукой, и у него на ладони оказалось красивое серебряное кольцо с выгравированным крупным изображением Ганеши. Баба протянул кольцо пуджари — оно оказалось как раз впору. Тогда пуджари простерся ниц перед Бабой.

    Вечером Баба спел множество прекрасных баджанов. Уезжая, он сказал: «Я еще вернусь и в следующий раз хочу непременно посетить холм по ту сторону озера». Этот холм действительно является частью нашего поместья, но он не виден ни из дома, ни из сада. Баба провел с нами весь день и произвел вышеупомянутые явления. Лет через десять мы встретились со Свами еще раз. Тогда у нас в гостях находилась Людмила Живкова, министр культуры Народной республики Болгарии. Она очень интересовалась творчеством Николая Константиновича Рериха и моим тоже. Я подумал, нашей болгарской гостье будет интересно встретиться с Бабой, и мы отправились в Путтапарти — я, моя жена и мадам Живкова с четырьмя или пятью сопровождающими. Обитатели Путтапарти были извещены о нашем визите заранее, так что нас ждали.

    Саи Баба провел нас в свою приемную, маленькую комнатку. Мы все расселись на полу — министр, ее сотрудники, я, моя жена и двое наших друзей. Баба говорил тепло и непринужденно, по своему обыкновению. Затем он положил руку на ковер ладонью вниз и стал производить кругообразные движения. Через некоторое время я заметил, что его ладонь приподымается, словно под ней растет нечто. Наконец Баба сжал и перевернул ладонь — на ней оказалось массивное золотое кольцо, которое он подарил мадам Живковой. Кольцо, с крупным ограненным топазом не менее 40_60 карат, пришлось ей как раз впору.

    После этого Баба сказал мадам, что хочет ей что-то сообщить. Они удалились в другую комнату, где беседовали довольно продолжительное время. Вернувшись, Баба подарил всем сопровождавшим министра (кроме одного человека) по серебряному медальону около дюйма в диаметре, извлекая их поочередно из своей ладони. На одной стороне медальона имелось изображение Бабы, а что было на другой — не помню. Тогда моя жена спросила: «Почему Вы подарили медальоны всем, кроме него?» — указывая на приближенного министра, не получившего подарка. Но Баба ответил: «Ему я подарю вибхути», что и сделал.

    Затем Баба обратился к мадам Живковой: «Если захотите связаться со мной, сконцентрируйтесь на камне в этом кольце. Тогда я узнаю, что Вы обо мне думаете, и каким-либо образом проявлю свое присутствие».

    Этот визит в Путтапарти запомнился надолго, все остались довольны: каждый получил что-то от Бабы в той или иной форме, а наши гости увезли к себе на родину массу приятных воспоминаний.

    Саи Баба — наиболее популярная фигура в сегодняшней Индии. Тут нет никаких сомнений; у него миллионы последователей. С любой точки зрения — это положительное явление, ибо он дал счастье и веру сотням и тысячам человек. Нужно позаботиться об укреплении этой веры — ведь она необходима миру в той или иной форме.

    Как бы вы ни относились к феноменам, производимым Бабой, — считали их нужными или бесполезными — не имеет особого значения. Я согласен с необходимостью внешних проявлений, с точки зрения Бабы — это скорейший способ привлечь людей. Если бы Учитель не производил чудес, он не имел бы достаточного влияния. Несомненно, Баба — великая фигура.
    (Эрлендур Харалдсон «Современные чудеса. Исследование психического феномена Сатья Саи Бабы
    »)
    Что касается последователей Рерихов, то имеется два повествования от людей, непосредственно знавших С.Н.Рериха, в которых упоминается Саи Баба. Познакомимся с ними.
    Первый рассказ – это статья Т. Мурашкиной «Святослав Рерих, каким я его знала», опубликованная в журнале «Мир Огненный», N12, 1997 год:
    Я помню, как в одну из встреч со Святославом Николаевичем в семидесятые годы в Москве он спросил меня и мою сестру:
    - Вы помните Индию?
    - Конечно, помним и детям своим рассказываем.
    - Что же вы рассказываете об Индии?
    - Какая там удивительная природа, пышная растительность, что там на улице можно встретить не только обезьяну, но и слона.
    - А вы рассказываете им, какие там удивительные люди? Слышали вы что-нибудь о Саи Бабе? Саи Баба с детства обладает сверхъестественными способностями и имеет полный контроль над ними. Однажды он со своими друзьями приехал к нам в гости и с ладони всех нас накормил.
    Святослав Николаевич сделал кругообразное движение рукой, повторяя жест Саи Бабы, и сказал, что на ладони Саи Бабы появилось сладкое индийское кушанье в горячем виде. Со словами:"Примите это от меня!» Саи Баба протянул его Святославу Николаевичу, а он угостил всех остальных. Девика Рани в это время вышла за молоком для Саи Бабы. Когда она вернулась, все уже ели. Она пожалела, что ей не досталось. Тогда Саи Баба сделал такое же движение рукой и подал ей горячее кушанье.
    Потом Саи Баба вышел на улицу, там собрались сотни людей приветствовать его, так как в Индии он пользуется колоссальной любовью. Он протянул руку вперед, и из его ладони посыпалась зола, которую индусы утром кладут себе на лоб во время молитвы. Все хотели получить эту золу.
    «У нас есть маленький старинный храм, - продолжал свой рассказ Святослав Николаевич, - служащий при храме вышел с цветами приветствовать Саи Бабу. Саи Баба спросил, какому богу он больше всего молится, тот ответил, что Ганешу. Саи Баба протянул руку, и на его ладони появилось кольцо с изображением Гаиеша. Он надел его на палец служителя храма.»
    Как-то раз Саи Баба шел группой из сорока человек в далекую деревню. Наступил вечер, было поздно, и кто-то из путников сказал, что до деревни идти еще далеко, а мы все очень проголодались. Тогда Саи Баба отошел в сторону от дороги на несколько метров, потом быстро повернулся и сказал: " Вот и о6ед!'' И все увидели сорок порций еды.
    Святослав Николаевич называл Саи Бабу "скатерть-самобранка".
    Когда Саи Бабу спрашивали, нужно ли показывать такие феномены, он отвечал, что если в свое время Xристос мог накормить голодных, и если я могу это сделать, то почему бы и нет?
    Саи Баба выделяется тем, что имеет полный контроль над такими способностями. Он может явить то, что требуется в данный момент. Он человек очень большой духовности. Главная линия его поведения и учения сродни учению Рамакришны.
    (Т. Мурашкина «Святослав Рерих, каким я его знала», опубликованная в журнале «Мир Огненный», N12, 1997 год)
    Второй рассказ – это рассказ друга Николая Константиновича Рериха, президента международной ассоциации «Мир через Культуру» - Валентина Митрофановича Сидорова, который он изложил в повести «Люмила и Вангелия». Повесть в целом посвящена двум удивительным болгарским женщинам - Людмиле Живковой, которая, будучи Председателем Комитета Культуры Болгарии, проводила в жизнь Учение Живой Этики, и знаменитой прорицательнице бабе Ванге. Но также автор рассматривает в книге вопрос о природе духовного и феноменального, в разрезе которого излагает и историю встречи С.Н.Рериха с Саи Бабой:
    Перед феноменами, как известно, пасует ум человеческий. Иногда кажется, что они даны специально, чтобы смирить неуемную гордыню нашу. Слава Богу, что современная наука перестала наконец-то их игнорировать и не только не ставит под сомнение существование феноменов, но даже пытается их классифицировать, изобретая для этого соответствующие термины: телепатия, телекинез, левитация. Но чтобы действительно приблизиться к разгадке природы феноменов, следует, очевидно, осознать простую мысль, что они лишь обозначают некую тайну, но сами тайной они не являются. Ибо тайна - это дух, утверждающий бытие свое в мире плотных материальных форм. Духу могут сопутствовать феномены, но могут и не сопутствовать. По большей части они и не сопутствуют. Тем самым как бы подчеркивается, что суть дела не в них, а в чем-то другом, более важном, более значительном.

    В Евангелиях содержится описание впечатляющих чудес, совершенных Иисусом Христом. Но Иисус, как свидетельствуют те же Евангелия, совершал их крайне неохотно, лишь уступая напору внешних обстоятельств.

    Многие чудеса он вообще заповедал хранить в строжайшей тайне. Они не зафиксированы в священных книгах, дабы наподобие вспышек бенгальских огней не отвлекать внимание человека от самого главного: от духовного сияния истин, принесенных на землю Христом.

    Стремление к феноменальному, как явствует из Евангелий, не только не поощряется, но и осуждается. Поучителен в этом смысле эпизод с будущим апостолом Фомой. После воскрешения Иисус явился в физическом теле перед своими учениками тогда, когда Фома отсутствовал. Казалось бы, он должен был поверить свидетельству своих ближайших друзей. Ничего подобного. Категорически Фома заявил: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Как известно, Иисус дал возможность ему непосредственно удостовериться в чуде воскресения. Фома вложил руки в зияющие раны Его. Но нотка сожаления и укора звучит в словах Иисуса, обращенных к своему ученику, которому потребовались, увы, физически ощутимые доказательства бессмертия духовного: "Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны не видевшие и уверовавшие".

    Говорят, что неспроста Фома, которого народная молва окрестит неверным, был направлен выполнять свою апостольскую миссию в Индию. Именно здесь, где йоги разных ступеней демонстрируют неподдающиеся естественному объяснению чудеса, он должен был убедиться во второстепенном характере любых феноменов в сравнении с явлением духа как такового. Феномены, каковы бы они ни были, могут играть лишь вспомогательную роль в становлении внутреннего царства человека (и то, если сложатся особо благоприятные условия). Сами же по себе они ничего не значат.

    Вот почему меня ничуть не удивило сдержанное, строгое, а иногда даже отрицательное отношение Святослава Николаевича Рериха к так называемым чудесам. В силу определенного рода обстоятельств Святославу Николаевичу приходилось быть свидетелем необычайных явлений. Он был хорошо знаком со многими йогами и чудотворцами, такими, например, как знаменитый в недавнем прошлом Йогананда или чрезвычайно знаменитый в наши дни Сай Баба. Святослав Николаевич отзывался о них благожелательно, но в рассказах его ощущался некоторый налет легкой иронии.

    Имя Сай Бабы к моменту моего первого приезда в Индию было уже широко известно во всем мире. Его знали как ясновидящего, как духовного врачевателя, который исцелял людей прикосновением своих рук. Но больше всего он, пожалуй, прославился тем, что открыто и всенародно творил чудеса. Он любил одаривать собеседников какими-либо предметами, которые извлекал из небытия, из пустоты. Это могла быть фотография с его же изображением, это могли быть часы или браслет или кольцо, подчас из драгоценного металла и с драгоценным камнем. Он делал пас руками, и перед ним вырастала горка священного пепла, которому приписываются целебные свойства. О Сай Бабе писали, снимали фильмы. Одни им восхищались, другие его отрицали, но никого не оставлял он к себе равнодушным. Собственно, так оно продолжается и по сею пору.

    Инициатива встречи с Сай Бабой принадлежала жене Святослава Рериха Девике Рани. Дело в том, что она заболела. Стала терять слух. Врачи оказались бессильными бороться с прогрессирующей глухотой. Вот тогда она и решила обратиться к Сай Бабе. Оделась попроще - сменила шелковое сари на ситцевое, чтобы не выделяться. Смешалась с толпой, вместе с другими села на землю, ожидая прихода Сай Бабы. Но, по словам Девики Рани, как только он появился, сразу заметил ее. Подошел. Сел рядом с нею. Спросил: "Зачем пришла ко мне, бедному факиру, когда в доме у тебя такой большой свет?" Девика объяснила. "Это у тебя не кармическое, - сказал он ей, - Помогу".

    Тут следует сделать небольшое отступление. В отличие от наших отечественных, индийские экстрасенсы, естественно, достигшие достаточно высокого уровня ясновидения, делят болезни на две категории. Первая - кармические, то есть связанные с грехами и ошибками прошлых жизней, за которые хочешь - не хочешь, а когда-то надо расплачиваться. (Как известно, индийская духовно-религиозная традиция держится на незыблемом постулате о переселении человеческих душ.) Болезнь кармического характера индийский экстрасенс никогда не возьмется лечить. Откажет наотрез. Причем его слава как врачевателя при этом ничуть не колеблется. А человек уходит, не излечившись, но в какой-то мере утешившись мыслью, что мучается не зазря, а во имя очищения своего духовного "Я".

    Вторая категория болезней - благоприобретенные в данной жизни в результате неосторожности, несчастного случая, непредвиденного стечения обстоятельств. Считается, что они поддаются соответствующему духовно-психическому воздействию.

    Так как болезнь Девики Рани была отнесена ко второму разряду, то Сай Баба и взялся ей помочь. Причем помочь тут же, не откладывая ни на мгновение. Он возложил руки на ее ушные раковины, и слух был восстановлен. С тех пор он у нее, и я могу это засвидетельствовать, тонкий, как у ребенка.

    Разумеется, Девика была признательна до глубины души. Прощаясь, просила посетить, как только представится такая возможность, ее дом. Сан Баба обещал это сделать.

    И выполнил обещание. Но пришел, не предупредив заранее, и пришел не один, а с большой группой своих почитателей. Девика в отчаянии заметалась по дому, не зная, чем и как угостить такое количество людей. Сай Баба заметил ее смятение, улыбнулся, попросил не беспокоиться. Несколько пасов руками, и вот перед каждым из присутствующих - порция риса, приправленная пряными специями и туго завернутая в банановый лист.

    - Я попробовал рис, - сказал Святослав Николаевич, - И вот что примечательно: он был горячий, как будто только-только его принесли из кухни.

    Но финал этого разговора был несколько неожиданным. Я попросил Святослава Николаевича познакомить меня с Сай Бабой непосредственно или заочно. Последовал четкий и решительный отказ:

    - Если кто-то другой сделает - пожалуйста. Но не я.
    - Но почему? - удивился я, - Разве вы сами не хотите с ним увидеться?
    - Нет, - отвечал Святослав Николаевич. И добавил, - Он меня не интересует.

    (В.М. Сидоров «Люмила и Вангелия», Повесть - М.: М.А. "Мир через культуру", 1992 - 64 с.)
    Теперь, после того, как Вы прочли все три фрагмента, попробуем проанализировать их содержание.
    Начнём с воспоминаний Т. Мурашкиной. Из него мы можем сделать вывод о том, что Святослав Николаевич не отрицал, что Саи обладал сверхъестественными способностями. Вместе с тем из рассказа мы мало что можем почерпнуть о его отношении к показываемым Саи феноменам.
    При этом следует отметить, что содержащиеся в конце рассказа слова «Он человек очень большой духовности. Главная линия его поведения и учения сродни учению Рамакришны» выражают отношение к Саи самой автора рассказа, а не С.Н.Рериха.

    Если же сравнить два других рассказа, то из прочитанного внимательный читатель может сформировать два различных образа Святослава Николаевича Рериха.

    Один Святослав Николаевич восхищается феноменами Саи Бабы и расхваливает его, буквально рекламирует, называет великой фигурой и с любой точки зрения положительным явлением, полностью соглашается с необходимостью явления внешних феноменов.

    Другой Святослав Николаевич весьма сдержанно, строго, а иногда даже отрицательное относится к демонстрации феноменов, решительно отказывается знакомить друга с Саи Бабой и говорит, что и сам не имеет желания с ним увидеться, так как Саи его не интересует.

    Как же можно примирить эти два различных образа?

    Но если мы рассмотрим этот вопрос глубже, добавив для верного решение еще несколько фактов, то вывод придет сам собой.

    Итак, первым и наиболее важным фактом, который мы должны учесть в своих размышлениях, является отношение Учения Агни Йоги к чудесам.
    Приведу некоторые цитаты для того, чтобы отношение Учения к чудесам стало понятным:
    «К великому Познавшему пришел ученик, желавший чудес: После чуда уверую. Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул: Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступени Учения! Но Учитель показал ему на дверь и сказал: Теперь ты Мне больше не нужен» (Агни Йога, 95).
    «Чую, Учение может явиться тяжелым молотом для робких. Еще недавно ужас пронизал бы сердце при одном произнесении община, но теперь уже несколько преград сломлено. За отказом от ветхой собственности следует еще одно трудное испытание человечеству. Усваивая значение духа, особенно трудно отказаться от чудес. Даже Архаты, избранные Буддою, трудно расставались с этой возможностью.

    Три Архата неотступно просили Будду позволить им испытать чудо. Будда поместил каждого в темную комнату и запер их. После долгого времени Благословенный вызвал их и спросил о виденном ими. Каждый рассказал разные видения. Но Будда сказал: «Теперь вы должны согласиться, что чудеса не полезны, ибо главного чуда вы не ощутили. Ибо вы могли ощутить бытие вне зримости, и это ощущение могло направить вас за пределы Земли. Но вы продолжали сознавать себя сидящими на Земле, и мысли ваши притягивали к Земле волны стихий. Набухание стихийных обликов вызвало потрясения в разных странах. Вы разрушили скалы и уничтожили ураганом корабли. Вот ты видел красного зверя с пламенной короной, но огонь, извлеченный тобою из бездны, спалил дома беззащитных — иди и помоги! Ты видел ящера с ликом девы, ты заставил волны смыть рыбацкие лодки — спеши помочь. Вот ты видел орла летящего, и ураган снес урожай трудящихся — иди и возмести. Где же польза ваша, Архаты? Сова в дупле полезнее провела время. Или вы трудитесь в поте лица на Земле, или в минуту уединения возвышайте себя над Землею. Но бесполезное возмущение стихий пусть не будет занятием мудрого». Истинно, перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах.

    Вдыхая воздух, мы приобщаемся ко всем мирам. Мудрый идет от Земли кверху, ибо миры откроют друг другу мудрость свою. Притчу эту повторяйте тем, кто будет требовать чудес» (Община, 43)
    Записи Е.И.Рерих от 30 мая 1924
    «В египетских мистериях установлен момент, когда посвящаемого ставят перед порогом абсолютной тьмы и он должен, не замедляя шагов, войти в неведомое. Особенно теперь, когда Хр[истос] отказался от чудес, надо этот момент в неведомое пройти особым способом, потому что будущая эпоха должна стереть границы миров. И египетские мистерии претворились в формулу – ногами человеческими».
    Записи Е.И.Рерих от 1 июня 1924
    Можно сказать, отчего решено отказаться от чудес. Путь чудес самый далекий от гармонии. Или чудо пропало, тогда оно просто вредно, или оно вздергивает человека на степень, которую не может держать окружающая атмосфера, или, попадая на глаза завистников, оно порождает зло.
    Записи Е.И.Рерих от 9 февраля 1924
    Потому отменило Братство явление чудес, и знаки могут лишь сопровождать событие, как знамена. Но нужно оставить чудо как средство убеждения, ибо никогда чудеса не убеждали.
    Вторым фактом, который мы должны принять во внимание, является тот, что Эрлендур Хаоалдсон является последователем Саи Бабы.
    Этого уже вполне достаточно, чтобы объективное размышление помогло расставить всё стало на свои места.
    Нигде более не зафиксирована встреча Эрлендура Хаоалдсона с С.Н.Рерихом, как и содержание его интервью, кроме собственно книги Эрлендура Хаоалдсона «Современные чудеса. Исследование психического феномена Сатья Саи Бабы», посвящённой Саи Бабе. С.Н.Рерих не упоминал об этом интервью. Зато рассказ о встрече С.Н.Рериха и Саи Бабы в изложении Эрлендура Хаоалдсона активно распространяется на многих сайтах, последователей Саи Бабы.
    Несомненно Святослав Николаевич встречался с Саи Бабой, как несомненно и сама история с материализацией еды, подтверждаемая всеми тремя рассказами, имела место быть. Но вот сам образ Саи Бабы предстаёт в этих историях совершенно различным.

    Почему на сайтах последователей Саи Бабы не встречаются рассказы, где Саи Бабу иронически называют «скатертью-самобранкой», где Саи Баба называет себя «бедным факиром», а С.Н.Рериха «большим светом»? Потому, что это не очень вписывается в пестуемый образ «живого бога». Зато очень хорошо вписываются якобы имевшие место слова С.Н.Рериха о том, что «Саи Баба — наиболее популярная фигура в сегодняшней Индии», что нет никаких сомнений в том, что Саи положительное явление с любой точки зрения.
    Прочитаем еще раз эти слова, приписываемые С.Н.Рериху: «Как бы вы ни относились к феноменам, производимым Бабой, — считали их нужными или бесполезными — не имеет особого значения. Я согласен с необходимостью внешних проявлений, с точки зрения Бабы — это скорейший способ привлечь людей. Если бы Учитель не производил чудес, он не имел бы достаточного влияния. Несомненно, Баба — великая фигура».
    Эти слова как бы специально заранее предупреждают возражения, которые могли бы возникнуть у тех, кто сомневается как в значении чудес, так и в оценке уровня фигуры Саи Бабы.
    Однако после прочитанного выше мы со всей отчётливостью понимаем, что эти слова не могут быть правдой и приписаны Святославу Николаевичу Эрлендуром Харалдсоном для того, чтобы за счёт авторитета Рериха реализовывать свою цель: восхвалять, популяризировать и пропагандировать своего гуру - Саи Бабу.

    Возможно интервью действительно имело место быть, но автор просто решил его немного приукрасить и добавить несколько слов от себя. Разительной разницей поэтому воспринимается повесть С.М. Сидорова, который не просто однократно встречался с С.Н.Рерихом, но знал его достаточно для того, чтобы говорить о свойствах его характера, о сдержанном, строгом и иногда отрицательном отношении к так называемым чудесам.

    Казалось бы, какая разница, как С.Н.Рерих относился к феноменам Саи Бабы? Да, возможно так и было бы, если бы не одно большое «НО». И это «но» заключается в том, что Святослав Николаевич являлся последователем, носителем и распространителем Учения Живой Этики (Агни Йоги), а относительно чудес в Учении выражено вполне определённое отношение. Конечно, речь идёт не о тех чудесах, под которыми понимается вообще возможность удивительных явлений, но о чудесах именно как феноменах, являемых людьми, идущими по пути духовности.

    Не отрицая саму возможность подобных феноменов, Учение ясно показывает нам их уровень, как и уровень тех, кто положил их в основу своего дела. Само по себе наличие у человека каких-либо «сверхспособностей» совсем не обязательно является показателем его духовности. Из прочитанного мы также можем сделать вывод и о том, что Саи Баба, хотя и обладал властью нам материей и являл множество феноменов, не имел отношения к Братству Шамбалы, которое отменило явление чудес.

    Эта статья написана не для последователей Саи Бабы, которых она вряд ли в чём-то переубедит, а для последователей Учения Живой Этики, которые могли по незнанию или невнимательности быть введены в заблуждение об отношении Святослава Николаевича к Саи Бабе и к феномену чудес вообще, а также вынести из этого неверное отношение к чудесам Агни Йоги.

    Допуская подлинность слов С.Н.Рериха о Саи Бабе, изложенных Эрлендуром Харалдсоном, вы допускаете одновременно и то, что Святослав Николаевич в своей жизни и деятельности не придерживался заветов Учения Живой Этики (ведь не знать о них он попросту не мог), а это допущение в свою очередь может далеко вас завести…
    Будьте внимательны! Кому верить – выбор за вами…
    Последний раз редактировалось Канефер; 30-03-2019, 17:14 PM.
    Радость есть особая мудрость!

Agni-Yoga Top Sites
Обработка...
X