Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Польза и вред бинауральных ритмов

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Польза и вред бинауральных ритмов

    Возможно многие слышали об этом. Весьма популяроными ныне являются бинауральные ритмы, распротраняемые чере интернет (в частности известна программа "I-Doser"), прослушивание которых дает эффект изменонного состояния сознания. Различные аудио-файлы должны вызывать различные состояния сознания, как то радость, активность. Но есть и состояния, соответствующие принятию различного рода наркотиков.
    Попробуем же разобраться в этом популярном у современной молодежи явлении.
    Но для начала разберемся с тем, что такое бинауральные ритмы и как они работают.
    Радость есть особая мудрость!

  • #2
    Re: Польза и вред бинауральных ритмов

    О процессе Hemi-Sync (принципы бинауральной технологии
    синхронизации полушарий мозга)

    Hemi-Sync - это технология слухового восприятия, разработанная и запатентованная (1)
    Робертом А. Монро, вероятно известным российским читателям по переводу его книги - Путешествия вне тела.
    Эта технология позволяет человеку простым способом извлекать пользу из измененных состояний сознания. Коммерческая марка Hemi-Sync означает процесс, процедуру, в которой участники добровольно прослушивают набор сложных аудиоритмов, в комбинации с музыкой и различными видами шума(2), выполняя при этом определенный вид концентрации.
    В большинстве случаев процесс Hemi-Sync включает в себя дыхательные упражнения, направленную релаксацию, внушение и визуализацию. Элементом этого процесса являются бинауральные ритмы.
    Механизмом их воздействия является, вероятно, отклик в электрической (ЭЭГ) активности мозга на частоте, идентичной частоте бинаурального ритма.(3)
    Это присутствие резонансного отклика в теменных долях мозга в ответ на акустическое воздействие зафиксировано во многих ЭЭГ-исследованиях (Smith, Marsh, & Brown, 1975). Стимуляция бинауральными ритмами, вместе с другими элементами процесса Hemi-Sync, облегчает доступ к измененным состояниям сознания.
    Эффективность Hemi-Sync в вызывании измененных состояний подтверждается сообщениями тысяч пользователей Hemi-Sync, а также документированными физиологическими изменениями, происходящими при этом.
    Области применения Hemi-Sync варьируют от релаксации, медитации, снятия стресса, боли, улучшения качества сна, укрепления общего состояния (Carter, 1993) и восприимчивости к обучению до усиления творческой активности, интуиции, дальновидения(4) (McMoneagle, 1993), телепатии(5) и внетелесных переживаний(6).
    Понимание технологии Hemi-Sync включает в себя хорошо известные анатомические последствия контроля дыхания и прогрессивной релаксации, а также психологические приемы внушения и визуализации.
    Оно включает в себя также физику резонансных взаимодействий и электрофизиологию мозга. В данной заметке речь будет идти только о последних из упомянутых областей знания, поскольку первые обсуждаются во многих источниках.
    Физика резонансных взаимодействий
    Резонанс колебательных систем - хорошо исследованное и понятое в физике явление. Если возбудить камертон на частоте, скажем, 440 герц и поднести его к другому, невозбужденному, камертону с собственной частотой тоже 440 герц, то последний тоже начнет звучать.
    В этом случае говорят, что второй камертон заставил первый резонировать. Физика резонансного взаимодействия с таким же успехом применима и к биологическим системам. В нашем случае интерес представляют электромагнитные волны в мозге. Электрохимическая активность мозга приводит к появлению в нем электромагнитных волн, которые могут быть изучены с помощью специального оборудования.
    Частота этих волн зависит от активности нейронов в мозге. Поскольку нейронная активность носит электрохимический характер, функционирование мозга может быть изменено путем введения специальных препаратов (психотропных), путем электромагнитной индукции, или путем резонансного взаимодействия с внешними системами.
    Кофеин, никотин и алкоголь относятся к психотропным средствам. Гетеродинированные радио- и СВЧ-сигналы вокруг нас, а также бинауральные биения в технологии Hemi-Sync являются средой резонансного взаимодействия.
    Бинауральные биения и физиология мозга
    Бинауральные биения были открыты в 1839 году немецким экспериментатором Г.В. Давом. Способность людей - слышать бинауральные биения возникла в результате эволюционной адаптации. Многие виды животных способны делать то же самое благодаря особенностям структуры своего мозга.
    Полоса частот, в которой животное может слышать бинауральные ритмы, зависит от размеров его черепной коробки. В случае человека это должна быть несущая частота(8) ниже примерно 1000 гц (Oster, 1973).
    Длина волны такого акустического сигнала не превышает размеров черепной коробки человека, таким образом, он огибает голову по принципу дифракции. Подобный эффект наблюдается при распространении радиоволн - низкочастотные радиосигналы (длинные и средние волны) доходят в любую точку планеты независимо от препятствий на их пути в виде гор, строений и т.п.
    Высокочастотные (короткие) радиоволны, типа УКВ и FM-радио, телевидения и СВЧ, распространяются по прямой линии и не могут огибать Землю. Горы и высокие здания блокируют их распространение.
    Поскольку акустические сигналы с частотой менее 1000 гц огибают голову, их слышат оба уха. Но поскольку между ушами имеется определенное расстояние, мозг "слышит" сигналы, поступающие от них, с разными фазами, т.е. каждое ухо слышит свою часть волны, по мере того как она огибает голову.
    Именно эта разность фаз позволяет мозгу точно определять расположение источника звука при частоте менее 1000 гц. При частоте звука более 8000 гц с локализацией источника уже хорошо справляется внешнее ухо.
    Почти все звуки, издаваемые животными, имеют частоту ниже 1000 гц. Нетрудно понять, зачем им понадобилось умение точно вычислять расположение друг друга(10). В применении же к нашим задачам эта способность, присущая человеку, как раз и дает возможность слышать бинауральные биения.
    Когда в правом и левом ухе присутствуют сигналы двух различных частот, мозг вычисляет разность фаз между этими сигналами. В нормальных условиях это дало бы информацию о направлении звука.
    Но в нашем случае, когда звук идет из наушников или стереодинамиков, мозг производит наложение этих двух сигналов, что в результате дает третью, "разностную", частоту биения, слышимую как бинауральный ритм. Он воспринимается как биения на частоте, равной разности частот, слышимых правым и левым ухом. Исследования показали, что пространственно эти биения возникают в верхней оливе, расположенной в стволе мозга - первой точке контралатеральной интеграции органов слуха (Oster, 1973). Исследования позволяют также предположить, что резонансный отклик идет из inferior colliculus (Smith, Marsh, & Brown, 1975) - (Owens & Atwater, 1995). Эта активность передается в кору мозга, где ее можно зафиксировать с помощью ЭЭГ.
    Бинауральные биения хорошо слышимы на низких частотах (менее 30 гц), что соответствует спектру ЭЭГ (Oster, 1973). Этот феномен, равно как и частотный отклик в мозге на бинауральные фонограммы (Hink, Kodera, Yamada, Kaga, & Suzuki, 1980) помогает понять, при каких условиях такого рода воздействие наиболее эффективно в плане достижения измененных состояний сознания.
    По поводу изменений в сознании, производимых бинауральными ритмами, существует огромное количество устных свидетельств и все возрастающее число попыток научных экспериментов. "Субъективные ощущения от прослушивания фонограмм с бинауральными ритмами могут быть как стимулирующими, так и успокаивающими, в зависимости от частоты ритма" (Owens & Atwater, 1995). Бинауральные ритмы в дельта- (1 - 4 гц) и тета- (4 - 8 гц) диапазонах связываются в отчетах с состояниями расслабления, медитации и творчества (Hiew, 1995), и используются в качестве средства, помогающего уснуть.
    Бинауральные ритмы с частотой альфа-волн (8 - 12 гц) возбуждают соответствующие волны в мозге (Foster, 1990), что соответствует состоянию спокойного бодрствования, а ритмы бета-диапазона (обычно 16 - 24 гц) связываются с повышенной сосредоточенностью и бодрствованием (Monroe, 1985), а также с улучшением памяти (Kennerly, 1994).
    Пассивное прослушивание фонограмм с бинауральными биениями не обязательно введет вас в измененное состояние сознания. Помните, что процесс Hemi-Sync включает в себя несколько компонентов, и бинауральные ритмы - всего один из них.
    У каждого человека присутствует определенная инерция психофизиологического характера, связанная с гомеостазом, которая мешает воздействию на сознание бинауральных ритмов. Эти условия гомеостаза обычно контролируются условиями жизни, оставаясь в то же время подверженными волевым воздействиям, как сознательным, так и подсознательным, и это сопротивление надо преодолеть, если вы хотите изменить состояние сознания.
    Субъективные переживания воздействия бинауральных ритмов могут быть обусловлены целым рядом промежуточных факторов. Важны, например, желание и способность слушающего расслабиться и сфокусировать внимание. "Ультрадианные ритмы в нервной системе обуславливают периодические изменения степени пробужденности и состояния сознания в целом" (Rossi, 1986; Shannahoff-Khalsa, 1991; Webb & Dube, 1981). Эти естественные сдвиги в сознании, возможно, являются причиной некоторых устных свидетельств о непостоянстве воздействия бинауральных ритмов. Не исключено также влияние других внешних факторов."(Owens & Atwater, 1995)
    Например, говорят, что восприимчивость к бинауральному ритму усиливается при наложении на него белого шума (Oster, 1973), поэтому белый шум часто используется в качестве фона в подобного рода фонограммах. "Для усиления воздействия бинауральных биений на состояние сознания использовались и музыка, и направленное воображение, и словесные внушения" (Owens & Atwater, 1995).
    Для "слома" бессознательного внутреннего противодействия некоторых участников в качестве фона использовались также гудение, тонирование, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка и/или биообратная связь (Tart, 1975).
    Ритмы мозга и сознание
    Споры по поводу связи мозга, ума, сознания и тела не утихают со времен ранних греческих философов. Современные нейрофизиологи заперли сознание в мозге и считают его результатом электрохимической активности нейронов. Существуют, однако, свидетельства противоположного порядка, причем количество их все возрастает. Действительно, никакие нейрофизиологиче ские исследования убедительно не показали, что высшие формы сознания (интуиция, озарение, творчество, воображение, мышление, понимание, суждение, умозаключение, намерение, решение, знание, воля, дух и душа) расположены в тканях мозга (Hunt, 1995).
    Разрешение противоречий, связанных с высшими формами сознания и самоосознанием, а также с взаимодействием ума-тела вообще, возможно, требует эпистемиологического сдвига, чтобы включить вне-рациональные способы познания (de Quincey, 1994), потому что не может быть произведено на основе только нейрохимических исследований мозга. Мы сейчас переживаем революционный период в исследовании сознания (Owens, 1995). Пенфилд, выдающийся современный нейрофизиолог, открыл, что ум человека продолжает работать даже при анестезии, несмотря на полностью подавленную активность мозга.
    Электрические волны в мозге при этом практически не фиксируются, хотя ум остается почти столь же активным, что и в бодрствующем состоянии. Единственная разница состоит в содержимом ума. Вслед за Пенфилдом другие исследователи (Hunt, 1995) подтвердили наличие сознания в коматозном состоянии, и все больше появляется данных о возможной деятельности сознания в условиях редуцированной кортикальной активности (Fischer, 1971; West 1980; Delmonte, 1984; Goleman 1988; Jevning, Wallace, & Beidenbach, 1992; Wallace, 1986; Mavromatis, 1991).
    Эти состояния описываются как трансовые, медитативные, измененные, гипнотические, гипнагогические и сумеречные (Budzynski, 1986). Обобщая, можно сказать, что самые различные формы измененных состояний имеют в своей основе поддержание активности сознания при сокращении физиологической активности, отмеченной парасимпатической доминантой (Mavromatis, 1991).
    Недавние исследования физиологии высоко гипнабельных испытуемых и мастеров медитации показали, что во всяком случае отдельные люди, действительно могут поддерживать деятельность сознания при подавленной кортикальной активности, либо в виде естественной способности, либо в виде выработанного навыка (Sabourin, Cutcomb, Crawford, & Pribram, 1993).
    Все большее число ученых выражают сомнение по поводу нейрофизиологической модели взаимодействия тела и сознания, поскольку она не может ответить на слишком большое число вопросов о наших обычных переживаниях, не говоря уже о мистических или духовных. Одних только научных данных, подтверждающих феномен дальновидения, уже достаточно, чтобы показать, что сознание и ум - отнюдь не локальные явления (McMoneagle, 1993).
    Но если ум и сознание не тождественны мозгу, почему наука связывает их с волнами в мозге? И почему Hemi-Sync использует бинауральные ритмы для влияния на частоты этих волн? Первый вопрос можно свести к методике измерения - нет объективных инструментальных способов измерить ум или сознание.
    По-видимому, это феномены, обладающие свойствами поля, которое взаимодействует с телом и нервными структурами мозга (Hunt, 1995). Современное оборудование не позволяет измерить это поле непосредственно. С другой стороны, электрические потенциалы волн в мозге легко количественно измерить. Проблема здесь заключается в переупрощении наблюдения.
    Измеренные в мозге картины ЭЭГ являются результатом электрической активности нейронов мозга. Но эта активность не есть сознание и ум. То есть ЭЭГ - всего лишь непрямой способ доступа к взаимодействию ума-сознания с нейронными структурами мозга. При всей своей грубости, ЭЭГ была надежным способом оценки состояния сознания на основе пропорций определенных ЭЭГ-частот.
    Другими словами, определенные картины ЭЭГ исторически связаны c определенными состояниями сознания. Стоит иметь ввиду, если посмотреть современную литературу по ЭЭГ, что если возникает определенная картина на ЭЭГ, то она увязывается с определенным состоянием сознания.
    Второй вопрос, поднятый в предыдущем абзаце, требует более сложного объяснения. Процесс Hemi-Sync включает такое мощное средство как воздействие бинауральных ритмов потому, что изменение электрохимической среды мозга позволяет измениться уму-сознанию. Когда одновременно с поддержанием осознанности мозг захвачен низкими частотами, возникает уникальное состояние.
    Практикующие Hemi-Sync называют это гипнагогическое состояние "ум бодрствует/тело спит". Наличие немного более высоких частот в мозге может привести к состояниям сверх-внушаемости. Состояния с еще более высокими частотами. ЭЭГ связаны с бодрствованием и фокусированной умственной активностью, необходимой для оптимального выполнения многих задач. Воспринимаемая реальность зависит от состояния сознания воспринимающего (Tart, 1975).
    Некоторые состояния сужают это восприятие, в то время как другие, наоборот, расширяют. В большинстве своем состояния сознания изменяются в ответ на воздействие постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Например, состояние сознания могут изменить психотропные вещества и циркадные и ультрадианные ритмы (Rossi, 1986; Shannahoff-Khalsa, 1991; Webb & Dube, 1981). Особым состояниям сознания можно также научиться как разновидности адаптивного поведения (Green and Green, 1986). Процесс Hemi-Sync обеспечивает доступ к широкому набору переживаний измененных состояний.
    Более детальный взгляд на проблему
    Термин Hemi-Sync был выбран потому, что многие состояния сознания, достигаемые с помощью этой технологии, связаны с уникальной синхронностью работы полушарий мозга на определенной частоте.
    Синхронные колебания в мозге давно уже известны как особенность медитативных и гипнагогических состояний, однако уникальность Hemi-Sync в том, что он может индуцировать и углублять такие состояния сознания. Причина этого лежит в области физиологии. Каждое ухо "привязано" в обоим полушариям мозга (Rosenzweig, 1961). Каждое ухо имеет своемедиальное коленчатое тело (звукообрабатывающий центр), которое получает сигналы от каждого уха.
    Когда такая физиологическая структура воспринимает бинауральный ритм, то в каждом полушарии возникает по стоячей волне одинаковой частоты и амплитуды. То есть бинауральный ритм способствует синхронизации полушарий, наблюдаемой в медитативных и гипнагогических состояниях сознания. Эти ритмы могут также улучшить функционирование мозга, поскольку помогают слушающему их сознательно налаживать межполушарные нервные связи на нужной частоте.
    Два полушария мозга можно рассматривать как два отдельных модуля по обработке информации. Оба представляют собой сложные когнитивные системы; оба обрабатывают информацию как параллельно, так и независимо, причем взаимодействие их не является ни непрерывным, ни произвольным (Zaidel, 1985).
    Благодаря этому, состояния сознания (результат взаимодействия ума-сознания с мозгом) могут быть определены не только в терминах процентного соотношения мозговых волн определенных частот, но и как обособление и/или взаимодействие полушарий. Некоторые желаемые состояния сознания требуют свободного взаимодейст вия между полушариями, в то время как другие - использования особенностей обработки информации каждым из полушарий.
    Способ познания каждого индивидуума и, как следствие, его способность воспринимать реальность и взаимодействовать и с ней зависят от его способности испытывать различные состояния сознания. Процесс Hemi-Sync дает возможность эту способность расширить.
    Каждое состояние сознание определяется далеко не единственным типом волн в мозге, оно включает в себя большое число смешанных типов волн. Причина этого - в самой структуре мозга.
    Мозг разделен не только по горизонтали (на полушария), но и по вертикали. Он включает в себя мозжечок, таламус, лимбическую систему и кору головного мозга. Кора, в свою очередь подразделяется на такие функциональные подобласти как лобные доли, теменные доли, височные доли и затылочные доли.
    Это, конечно самая грубая классификация, внутри каждой из этих долей существует более тонкое деление. Важно то, что для каждого определенного состояния сознания ум-сознание взаимодействует со всеми областями мозга, и каждая из областей резонирует на определенной, свойственной только этому состоянию, частоте (Luria, 1970).
    Институт Монро занимается изучением измененных состояний сознания и технологией Hemi-Sync на протяжении уже более 30 лет. Исследование эффективных стимулов для вхождения в эти состояния поначалу опиралось на применение биологической обратной связи одновременно с прослушиванием бинауральных ритмов, а в дальнейшем - с использованием техники ЭЭГ.
    В начале Роберт Монро протестировал в лабораторных условиях большое количество людей, чтобы изучить их реакцию на стимуляцию бинауральными ритмами. Велись записи об эффективности воздействия каждого ритма на каждого человека. Затем бинауральные ритмы смешивались, и опять наблюдалась реакция на них испытуемых. После месяцев (а в некоторых случаях, лет) экспериментов начали выявляться общие закономерности реакции испытуемых на определенные комбинации ритмов. Некоторые из этих комбинаций оказались более эффективными, чем ритмы одной определенной частоты.
    Учитывая сложность работы мозга и гипотезу о том, что волны в нем возникают в результате одновременной работы многих генераторов колебаний, расположенных в различных зонах мозга, была разработана теория, согласно которой для вхождения в определенное состояние сознания человек должен идентифицировать эти сложные формы колебаний и имитировать их с помощью ряда уплотненных несущих частот, генерирующих при взаимодействии гетеродинированные бинауральные ритмы. Возможно, именно сложность стимулирующих сигналов делает процесс Hemi-Sync таким эффективным.
    Теоретически, гетеродиниро ванные бинауральные ритмы в этих уникальных сочетаниях позволяют разным частотам взаимодействовать с разными зонами мозга, что позволяет погружать разных людей в состояние сознания со сходными характеристиками.
    Заключение
    Процесс Hemi-Sync дает доступ к разнообразным состояниям сознания. Он является комбинацией хорошо известных индуктивных методик с отлаженной технологией бинауральных ритмов, что приводит к возникновению в мозге колебаний определенного типа.
    Процесс Hemi-Sync эффективен и безопасен и имеет самые разнообразные приложения, в том числе (но не только): для расслабления, медитации, развития интуиции, повышения эффективности обучения, улучшения сна, самочувствия и исследования расширенных состояний сознания(11).

    Сноски
    1. a.) Номер патента: 3884218; год: 1975; State/Country: VA; коммерческое название: Hemi-Sync; изобретатель: Robert A. Monroe; заголовок: Method of Inducing and Maintaining Various Stages of Sleep in the Human Being (Метод вызывания и поддержания у людей различных стадий сна). b.) номер патента: 5213562; год: 1993; State/Country: VA; коммерческое название: Hemi-Sync; изобретатель: Robert A. Monroe; заголовок: Method of Inducing Mental, Emotional and Physical States of Consciousness, Including Specific Mental Activity, in Human Beings (Метод вызывания у людей психических, эмоциональных и физических состояний сознания, включая особые виды умственной активности). c.) номер патента: 5356368; год: 1994; State/Country: VA; коммерческое название: Hemi-Sync; изобретатель: Robert A. Monroe; заголовок: Method of Inducing Desired States of Consciousness (Метод вызывания желаемых состояний сознания).
    2. Белый шум напоминает шум телевизора, когда станция прекратила трансляцию. Для создания более приятного и естественного звука у этого шума усиливают низкочастотную компоненту и срезают высокочастотную. Такой шум называется "розовым".
    3. Частотный отклик на бинауральный ритм был продемонстрирован в ходе аудиометрических исследований (Hink, Kodera, Yamada, Kaga, & Suzuki, 1980).
    4. Дальновидением называется способность воспринимать объекты, удаленные в пространстве и времени, исключительно с помощью мысли. Воспринимаемая информация находится при этом вне досягаемости обычных органов чувств и способов познания.
    5. Телепатией обычно называют прямую передачу мысли от одного человека к другому без помощи обычных органов восприятия. Роберт Монро называл ее невербальной коммуникацией (НВК).
    6. Выражения "в" и "вне тела" относятся к способу самоосознания человека. При внетелесных переживаниях сознание-ум не отделено от тела, как при смерти. Сознание человека почему-то всегда связывает свое местопребываение либо с телом, либо вне его, в зависимости от места его фокусировки. Пребывание вне тела означает, что просто нет прямой связи с определенными материальными уровнями сознания, включая неосознаваемые в обычном состоянии работу дыхания и сердца. Пребываение вне тела - это в первую очередь состояние сознания, сопровождаемое смещением энергетического поля сознания-ума. Некоторым это смещение нравится, других оно пугает кажущейся возможностью не вернуться в тело. Если вы считаете, что разум находится в мозге, и переживаете то, что считаете внетелесным состоянием, у вас может возникнуть впечатление, будто вы ушли слишком далеко от "бензоколонки", и у вас кончается энергия. Но ум не есть мозг, поэтому причин для беспокойства нет. Если вы оказались "вне" тела, вы всегда вернетесь, поскольку многие виды бессознательной деятельности в вашем организме в этом состоянии сохраняются, и они обеспечат своевременное "возвращение" (Hunt, 1995).
    7. Пятна на Солнце изменяют магнитное поле Земли, и эти изменения, как считают, влияют на ритмическую и другие виды биоэлектрической активности мозга с помощью механизма электромагнитной индукции. Исследования показали изменения в ЭЭГ при нахождении головы испытуемого в магнитном поле.
    8. Бинауральные ритмы электронной природы можно создать, если заставить каждое ухо слышать звуки с немного отличающейся частотой. Эта частота называется "несущей" бинаурального ритма.
    9. В случае частот выше 1000 гц череп блокирует прохождение сигнала к уху, противоположному источнику сигнала. Направление звука определяется при этом по интенсивности шума, слышымого каждым ухом, поскольку более удаленное ухо слышит менее интенсивный шум.
    10. Некоторые птицы обладают способностью "чревовещания", и могут скрывать свое местонахождение, подавая "ложные" звуковые сигналы.
    11. Hemi-Sync доступен широкому кругу пользователей благодаря созданным многочисленным обучающим программам. Например, в Институте Монро в Вирджинии проводятся недельные курсы. Для использования в домашних и клинических условиях существуют также специальные аудиокассеты и компакт-диски.
    Автор заметки - F. Holmes (Skip) Atwate
    Радость есть особая мудрость!

    Комментарий


    • #3
      Re: Польза и вред бинауральных ритмов

      ТОНА И БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ

      Звук производит на человека глубокий эффект. Но пока не существует научно обоснованного объяснения влияния конкретного звука на различные аспекты нашей психики.

      Результат влияния звука складывается, в числе прочего, и из субъективного опыта. Звуки дождя в лесу будут действовать более расслабляюще, нежели звуки работающей фабрики на многих людей отчасти потому, что более приятные ассоциации возникают у людей в связи с восприятием природы, а не производственных процессов, т.к. человек – это часть природы.

      Но возникнет обратная реакция, когда дело касается человека, имеющего приятные воспоминания детства, проведенного на отцовской фабрике, но болезненные воспоминания о том, как он заблудился в лесу.

      Когда мы говорим об использовании звука для достижения эффекта аудио-визуальной стимуляции (АВС), требуется учитывать как физиологические (действительная вызванная реакция), так и психологические (эмоциональное восприятие звуков человеком) критерии. Личный выбор клиента – важнейший фактор определения звуков для сеанса АВС.

      Три основных типа звуков, применяемых для синхронизации мозговых волн (СМВ) – это щелчки, изохронные тона и бинауральные ритмы. Опыты показали, что «щелчки» дают наибольший эффект СМВ. Но многие имеют психологическую неприязнь к щелчкам и реагируют на них испугом или волнением, что дает плохой результат. Вот почему щелчки редко используются в приборах АВС.

      Таким образом, мы будем рассматривать только:

      1.Изохронные тона.
      2.Бинауральные ритмы.
      Изохронные тона дают мощную вызванную реакцию и наиболее привлекательны психологически. Некоторые находят изохронные тона слишком «напряженными» и предпочитают бинауральные ритмы. Другие, наоборот, находят бинауральные ритмы слишком «напряженными» и предпочитают изохронные тона.

      Вот почему очень важно владеть разнообразием тонов и методов, из которых можно выбирать соответствующие для достижения лучшего эффекта СМВ. Нужно учитывать, что неприятные для клиента звуки осложнят процесс СМВ.

      A) Изохронные тона.
      Изохронные тона – это прямо расположенные тона, которые включаются и выключаются очень быстро. Изохронные тона – это самый эффективный метод слуховой стимуляции, т.к. они вызывают мощную слуховую вызванную реакцию, и большинство людей находят их более привлекательными. Предполагается, что они также обладают гипнотическими свойствами.

      Все это очень важные аспекты СМВ, которые, к сожалению, часто упускаются из виду. Последние исследования плюс наш собственный опыт и наблюдения заставляют предположить, что изохронные тона с низкой частотой или напряжением дают наилучшую комбинацию СМВ и психологического восприятия для большинства пользователей.

      Изохронные тона, состоящие из чистого тона (сложные волны), с частотой 150-180 Hz показывают лучший результат личного восприятия настолько часто, что рекомендуются для повсеместного применения.

      Некоторые предпочитают смешанные белые шумы и чистые тона. Более высокий процент подростков (по сравнению с взрослыми) предпочитают синхронизированный звук, такой как квадратная волна.

      При использовании квадратной волны важно соблюдать метод плавного включения и выключения звука, чтобы избежать появления раздражающего «трепещущего» звука, но все же включение следует производить насколько можно быстро, чтобы добиться слуховой вызванной реакции.

      При работе с прибором DAVID (показано на Рис. 1), когда тона синхронизированы в оба уха, это называется паттерн «фокуса» или паттерн «глаза/уши» (в зависимости от соотношения фаз визуальной стимуляции).

      Когда тона, направленные в оба уха находятся вне фазы по отношению друг к другу, это называется «расширенный» паттерн или паттерн «левый/правый» (также в зависимости от соотношения фаз визуальной стимуляции).

      Более подробную информацию о паттернах стимуляции Вы найдете в Главе 10 - "Методы стимуляции и примеры занятий". Рис. 1 показывает данные осциллографа – путь изохронных тонов, производимых DAVID.



      Рис. 1

      B) Бинауральные ритмы.
      Бинауральные ритмы представляют собой два тона, имеющие слегка различную скорость (или частоту) и подаваемые порознь в каждое ухо. Воспринимаются эти ритмы так, как будто они возникают прямо в голове.

      Этот эффект производится в мозгу, а не в ушах, как в случае с монауральными ритмами. Это смешанный продукт деятельности нейронов, расположенных в области уха, и мозга. Бинауральные ритмы отличаются от монауральных ритмов, возникающих в окружающей среде (внешней для уха), это как если ударить одновременно по двум гитарным струнам, имеющим слегка различную частоту.

      С помощью монауральных ритмов музыканты настраивают струнные инструменты. Как монауральные, так и бинауральные ритмы,- это результат арифметической суммы волноформ двух тонов, тогда как они дополняют или «отрицают» друг друга, становясь громче, затем тише и снова громче.

      Бинауральные ритмы были впервые открыты в 1839 году немецким экспериментатором (H. Dove). Тогда бинауральные ритмы считались разновидностью монауральных ритмов. Монауральные и бинауральные ритмы редко встречаются в природе, но в объектах, созданных человеком, проявляются часто.

      Например, два больших мотора, работающих с разной скоростью, посылают большие волны вибрации сквозь палубу корабля или реактивный двигатель самолета. Более низкий из двух тонов называется носитель, а более высокий тон называется преемник. Рис. 2 показывает, как монауральный и бинауральный ритмы с частотой 24 Hz производятся посредством смешения двух тонов с частотой 143 Hz и 167 Hz.



      Рис. 2

      Рис. 3 показывает, как генерируется монауральный ритм, а Рис. 4 - как генерируется бинауральный ритм, что легко достигается с помощью наушников.



      Рис. 3



      Рис. 4
      Чтобы услышать монауральные ритмы, оба тона должны иметь одинаковую амплитуду. А вот бинауральные ритмы могут быть услышаны и тогда, когда тона имеют разную амплитуду.

      Их можно услышать, даже если один из тонов находится ниже слухового порога. Шум уменьшает громкость монауральных ритмов, тогда как тот же шум повышает громкость бинауральных ритмов.

      Когда человек слышит менее трех бинауральных ритмов в секунду, ритмы как бы движутся вперед-назад внутри головы. Восприятие движения – это результат способа, которым мозг обрабатывает звуки. Для низких частот мозг определяет ритм звуков, отмечая разницу в фазовом углу между звуками.

      Мозг не может хорошо обработать связь между фазами на высоких частотах и, таким образом, определяет разницу между амплитудой звуков, поступающих в ухо одновременно.

      Это объясняет, почему одним из различий между восприятием монауральных и бинауральных ритмов является то, что монауральные ритмы могут быть услышаны при любой скорости, тогда как бинауральные ритмы лучше воспринимаются на более низкой скорости и лучше всего наблюдаются при частоте 440 Hz. (Бинауральные ритмы с частотой носителя более 900 Hz обычно не наблюдаются.)

      Когда два тона, используемые для получения бинауральных ритмов, слишком различаются по частоте, они воспринимаются, как 2 разных тона из-за того, что разница во взаимоотношении фаз между двумя тонами появляется слишком быстро, чтобы мозг смог определить их взаимосвязь.

      Существует тест для измерения спектра бинауральных ритмов, которые могут восприниматься при разной частоте носителя. Он обнаружил, что самый быстрый ритм, который может быть услышан до того момента, когда мозг воспримет его как два разных тона, имеет частоту 25 Hz с частотой носителя 440 Hz.

      Другими словами, если два разных тона имеют частоту более 25 Hz порознь, то будут услышаны два различных звука, а не как бинауральный ритм. При частоте носителя выше или ниже 440 Hz восприятие раздельных тонов появляется при более низкой частоте ритма.

      Рис. 5 - это график, который показывает самую высокую для восприятия частоту ритма по отношению к частоте носителя.


      Рис. 5

      Бинауральные ритмы обрабатываются по-другому в отличие от монауральных ритмов. По этой причине бинауральные ритмы имеют клиническое применение.

      Некоторые люди с неврологическими повреждениями имеют проблемы с локализацией источника звука, такого как щелчок пальцами. Т.к. эти люди не могут слышать бинауральных ритмов, то в этом случае бинауральные ритмы могут применяться для определения области повреждения в мозгу.

      Остер (Oster) с помощью осциллоскопа пришел к выводу, что бинауральные ритмы производят очень малый вызванный потенциал в слуховой области коры головного мозга, что означает, что они малоэффективны для производства СМВ.

      Фостер (Foster), еще один исследователь бинауральных ритмов, обнаружил, что бинауральные ритмы с частотой альфа волн производят не больше мозговых волн типа альфа, чем слушание звука прибоя.

      Тем не менее в 1980 году Институт Монро популяризовал бинауральные ритмы под торговой маркой "Hemisync". Они продали десятки тысяч пленок, и подтолкнули других производить пленки и генераторы якобы бинауральных сигналов с претензией на достижение эффективной СМВ. Некоторые приборы СМВ, например, прибор DAVID ParadiseXL, производят бинауральные ритмы, синхронизированные до частоты мигающего света.

      Бинауральные ритмы не слишком заметны, т.к. глубина модуляции (разница между громким и тихим звуком) составляет 3 db. Это значит, что бинауральные ритмы не производят сколько-нибудь значительной СМВ, но имеют гипнотический и расслабляющий эффект.

      Это происходит частично, благодаря эффекту Ганзфельда (Ganzfeld effect). Эффект Ганзфельда - это процесс, когда сознание успокаивается в результате монотонного воздействия на органы чувств.

      Естественным примером эффекта Ганзфельда может стать ситуация, когда Вы сидите в поле в деревне, уставившись в просторное голубое небо и слушая шорох листьев на деревьях (белый шум) вдали от суеты и других проявлений городской жизни.

      Благодаря эффекту Ганзфельда, бинауральные ритмы, как психологическое средство, скорее играют ассистирующую роль в генерации процесса СМВ, цель которого – спокойствие сознания и души.
      Вложения
      Радость есть особая мудрость!

      Комментарий


      • #4
        Re: Польза и вред бинауральных ритмов

        Мне видится ситуация следующим образом.
        По сути новые технологии дают новые возможности и теперь для того, чтобы испытать опьянение или наркотический дурман не нужно пить или принимать наркотики - можно просто послушать воздействующие соответствующим образом на твой мозг ритмы. В таком случае тут существуют те же плюсы и те же минусы, как и с наркотиками ранее. Но есть же и эффекты не наркотические, а например для осознанных сноведений, для выхода в атсрал, для развития чакр. Как быть с ними. Тут возникает два аспекта: положительный и отрицательный. Положительный в том, что это можно использовать в конкретных случаях, когда это действительно может принести пользу. Например человек сам развивает в себе определенное качество или способность, но не хватает совсем малости, тогда этот переход поможет завершить соответствующий подобранный ритм. Но если же подходить этом как к "таблетке для духовности", просто тумблером включая в себе какую-то способность, то это может привести к очень негативным последствиям, которые подробно были изложены в теме про наркотики ВОЗБУЖДАЮЩИЕ СРЕДСТВА И НАРКОТИКИ. Непосредственно опасность в том, что, искусственно раздражаемая, определенная часть мозга прийдет в негоность и уже не будет подлежать восстановлению в этой жизни.
        Радость есть особая мудрость!

        Комментарий


        • #5
          Re: Польза и вред бинауральных ритмов

          Труд, постоянное делание, творение, есть лучшее тоническое лекарство. В этой панацее не будет включено никаких наркотиков, не потребуется никакого опьянения, но здравая, ясная радость будет источником долгой, плодотворной жизни (Н.К.Рерих "Врата в Будущее").
          Радость есть особая мудрость!

          Комментарий


          Agni-Yoga Top Sites
          Обработка...
          X