Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Есть ли монотеизм в индуизме или среди многих приверженцев индуизма?

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Есть ли монотеизм в индуизме или среди многих приверженцев индуизма?

    Одна из основных концепций индуизма - Брахман. Это означает растущую, абсолютную реальность. Мне кажется, что оно само по себе безличное, и я читал, что оно ничего не познает, а знание является его сущностью.

    Бхавагата - "возлюбленный" или "восхищенный". Это - название Бога. Это - личность Брахмана.

    Ишвара ("Господь") - другое название для Бога

    Дэва - это слово означающее "бог". Дэвы - индийские боги. Это слово от древного евро-индийского слово Деус, то есть "Бог", Зевс, Феос, Диос.

    Деви - индийский богиня-мать

    Дьяус - древный небесный индо-европейский бог.

    Есть ли один, истинный "Дэва" в индуизме? Намекается ли слово "Дэва" на некую древную евро-индийскую концепцию единого Бога?


    Дивы (мифология)


    Происхождение


    Общеарийское слово *daiva-, имеющее индоевропейское происхождение, означало род небесных божеств (от корня *diu— «светить», «небо»), почитание которых получило особое распространение в индуизме. (См. Дева)
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94...D0%B8%D1%8F%29

    Дэ?ва, или дэвата (санскр. ???, deva IAST) — бог, божественное существо в индуизме.

    Предположительно, слово происходит от праиндоевропейского *deiwos, — прилагательного, которое означает «небесный» или «сияющий» и является вриддхи от корня *diw «светиться». Женский род дэви «богиня» (PIE *deiwih2).
    Однокоренное слово в авестийском языкеda?va, которое, однако, имеет отрицательную коннотацию...
    Родственно «дева» также литовское dievas, латышское dievs, прусское deiwas, германское tiwaz и латинское deus («бог») и divus («божественный»), от которого также произошли английские слова divine, deity, французское dieu, испанское dios и итальянское dio. Славянское слово *divъ (< *deiwos) является продолжением общеиндоевропейского слова, однако демонизацию этих индоевропейских божеств на славянской почве иногда рассматривают как отражение иранского влияния на древних славян.

    Родственно, но несколько отличается от праиндоевропейского имени *Dyeus которое, хотя и происходит от одного и того же корня, изначально могло означать небо, отсюда и «Бог ясного неба», — основной бог индоевропейского пантеона, на санскрите Дьяус.

    Ведийская религия

    В Ведах содержатся мантры, предназначенные для удовлетворения дэвов и получения их благословений. В «Ригведе», самой древней из четырёх Вед, описываются 33 основных дэвов, тогда как их общее число, согласно разным интерпретациям, составляет 330 млн или 33 млн.
    Одни дэвы представляют силы природы, а другие — определённые моральные ценности. Дэва, которому посвящено больше всего гимнов «Ригведы», это Индра. ...Всем дэвам вместе поклоняются как Вишвадевам. Варуна одновременно является дэвом и асурой.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94...D0%B7%D0%BC%29
    Упоминание о боге Дьяусе в индуизме особенно интересно, потому что он же главный Бог в религиях древных индо-европейцев.

    Если представить себе очень древный монотеистический Бог, разве это не Дьяус?

    О нем написано так:

    Дьяус (рус. небо, день) — в ведийской религии божество дневного неба, муж Притхиви, отец Ушас, Ашвинов, Агни, адитьев, марутов, ангирасов.
    Одно из древнейших божеств ведийского пантеона, верховный бог ранних гимнов, бог неба и небесного света. Был вытеснен образом Варуны. В «Ригведе» его культ уже находится на стадии угасания, а позднее он совсем исчезает из пантеона и появляется только эпизодически в «Махабхарате», где он причисляется к Васу. Его отождествляют с младшим братом Васу — Прабхасой.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94...8F%D1%83%D1%81

    В статьи Бог в индуизме, написано интересно:


    Для обозначения Бога в его личностном аспекте обычно используются такие санскритские термины, как ишвара (санскр. ????? ??vara IAST) и бхагаван (санскр. ?????? bhagav?n IAST). Большинство последователей индуизма верят в то, что Ишвара является единым личностным Богом, которого не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, называемых термином дэва. В Ведах говорится, что общее число дэвов составляет 330 миллионов (согласно другой интерпретации — 33 млн). Термин «дэва» можно перевести с санскрита как «бог», «божество» или «божественное существо».[1] Дэвы в индуизме — это небесные существа, ангелы и полубоги, которые превосходят по могуществу людей и поэтому почитаются.

    Индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:
    Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Божество проявляет Себя (Он или Она) в различных формах. Человек может поклоняться Божеству в том Его проявлении, которое наиболее близко ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.
    В индуистской философской школе веданта также существует понятие верховного космического духа, который называется Брахман. Он описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Говорится, что он не поддаётся описанию. В некоторой степени его можно охарактериховать как сатчитананда — бесконечные истина, сознание и блаженство.

    ...
    Для последователей шактизма Верховной сущностью Ишвары выступает Богиня-мать Деви. В известном гиме «Лалита-сахасранама» описываются 1000 имён Деви.


    В философии индуизма принято рассматривать Бога в Его трёх основных сущностях:
    Брахман — безличная сущность Бога, вселенское всепронизывающее сияние.
    Параматма
    — вездесущая сущность Бога, которая находится в сердцах всех живых существ и в каждом атоме материального мира и постоянно сопровождает индивидуальную душу атман.
    Бхагаван — Верховная Личностная сущность Бога, которая проявляется в различных формах, таких как Вишну, Кришна и др. В вайшнавизме, осознание Бога в Его сущности как Бхагаван рассматривается как наивысший уровень духовной реализации.

    В дуалистическом индуизме двайты, к которому принадлежит большинство последователей вайшнавизма, Брахман рассматривается как безличная сущность личностного Бога, по своей природе идентичная Бхагавану. Согласно двайте, индивидуальные души (дживы) являются частичками Брахмана, а Бог в своём личностном аспекте Бхагавана или Ишвары является источником как Брахмана, так и индивидуальных джив.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91...B7%D0%BC%D0%B5

    Последняя часть о том, как Бог (Бхаваган) является источником Брахмана - интересная.

    Вот я не понял эту часть другой статьи:
    Мы можем без ущерба для души основывать наше представление о мире на любом архетипе столь глобальном, как архетипы планет или древних богов: если только выйдем к его корням. Вполне закономерно, что в эпоху открытия Плутона и двух мировых войн для объяснения действия божественных сил выбирается образ Агни-огня. Не будет ничего удивительного, если в грядущую эру Водолея в проведении нового потока (или хорошо забытого старого) новые учителя будут опираться, скажем, на образ бога небесных вод Варуны. Часто встречающееся в современной литературе имя Дэва — просто "бог" или "господин" — воскрешает забытый образ пра-индоевропейского бога Небес Дьяуса (чье имя значит "свет" и от которого произошли имена Зевса и Юпитера). Это персонаж водолейского архетипа, мало персонифицированный и безликий: так не имеет особенностей Небо, равное ко всем людям.
    http://sverhrazum.org/68/25

    Какое Ваше мнение?
    4
    Да
    100.00%
    4
    Нет
    0.00%
    0
    Другой ответ
    0.00%
    0

    Срок опроса истёк.


  • #2
    http://www.theosophy.ru/lib/chaterji.htm
    ?? В древности Браманизм представлял собой действительно школу народного воспитания. Учения его основывались на глубоком знании человеческой души, отвечая одинаково потребностям как самого темного человека, в душе которого шевелилось первое слабое движение к Богопознанию, так и самого развитого и мудрого; учения эти обнимали всех в полноте одной и той же религии. Так высоко отвлеченная идея о трех аспектах проявившейся божественной Сути (Сат-Чит-Ананда) сокровенной философии народу давалась в конкретной форме индусской Тримурти: Брама-Вишну-Шива; учение о потусторонней духовной эволюции — под видом иерархии боговe (дэва); эзотерическая идея о жертве Единого, который, ограничивая свою единую Суть, скрывает себя под изменчивыми и преходящими формами (майа) для того, чтобы дать жизнь множеству, идея эта, отразившаяся на индусском воззрении что все мировые явления основываются на взаимной жертве, выражалась во внешнем культе в ритуале жертвоприношений.

    Комментарий


    • #3
      Также о концепции дэвы написано:

      [ATTACH=CONFIG]1438[/ATTACH]
      Боги ведийских ариев именовались словом "дэва", т. е. "небесный", "житель светлого неба". Задолго до прихода ариев в Индию боги будущих индийских и иранских племён разделились на две соперничающие группы: дэвы и асуры, (иранское чахура"), У иранцев асуры стали светлыми, благими божествами, а дэвы - темными и враждебными им демонами, В Индии же всё было наоборот.

      Первое место среди "атмосферных богов принадлежит Индре - богу-громовержцу, богу бури и дождя. В Ригведе к нему обращено 250 гимнов (почти четверть всего сборника). Индра - гигантский, могучий и воинственный - наделён такой неистовой жаждой, утолить которую может только целое озеро сомы - священного напитка.

      Индра появился на свет чудесным образом и быстро достиг таких размеров, что навсегда отделил небо от земли и стал хозяином воздуха, в котором живут и действуют люди и боги.
      ...
      Иногда ведийские боги объединялись в пары, в некоторых гимнах они сливались в единый образ, а их имена в одно сложное имя, например Митра-Варуна, Агни-Сома. Некоторые боги объединялись в семьи или в группы: Маруты - соратники Индры, Васу - подчинённые Индры и т. п.
      http://daonev.com/osnovi_bitiya/osn_.../bogi/bogi.htm

      Я. Васильков написал вСловаре индуизма:

      ДЭВА

      бог; слово, родственное обозначениям божества в ряде др. индоевроп. языков, одинаково образованным от основы со значением "небо" и глагола "светить" (т. е. небесный, житель светлого неба). В период индо-иранской общности божества (воспроизводя, по-видимому, древнюю индоевроп. модель, ср. асы и йотуны у скандинавов, "племя богини Дану" и фоморы у ирландцев и т. д.) делятся на два, обладающих примерно равным статусом, соперничающих клана: Д. и асуров (иранск. ахура).... Д. уже в Ведах все чаще характеризуются как благие боги, соратники Индры в его борьбе с асурами, богами изначального мира, "старшими братьями Д.", со временем все более приобретающими демонические черты. Нек-рые асуры (напр., Адитьи во главе с Варуной) переводятся теперь в класс Д. Этот класс обычно описывается как состоящий из 33 (а также 330, 3306 и т. д.) богов, распределяемых по трем космическим сферам (небо, воздушное проетранство, земля). Проводится также деление Д. по "семьям" или "родам" (напр., Адитьи, васу, рудры). Миф об извечной борьбе Д. с асурами навсегда остается основным в мифологии брахманизма и индуизма; новые божества (Вишну, Шива, Сканда, Дурга) лишь замещают Индру в его роли протагониста. Начиная с упанишад, мифические деяния Д. в борьбе с асурами все чаще трактуются как символич. описание актов познания, борьбы светлых начал в психокосме с началами зла и неведения.

      http://dic.academic.ru/dic.nsf/indui...AD%D0%92%D0%90





      Дева (индуизм)

      Родственно «дева» также dievas , dievs , deiwas , tiwaz , и латинское deus «бог» и divus «божественный» , от какого также произошли слова «divine» , «deity» , «dieu» , «dios» и «dio» . Родственно, однако несколько выдается от имени *Dyeus кое, вожделея и происходит от одного и того же корня, изначально могло означать небосвод, отсюда и «Бог членораздельного неба» , основной творец индоевропейского пантеона, на санскрите . В нынешнем индуизме, девов также кличут словом девата . На слоге слово , девал или девел , ровный потомок от девата . ... Девы в индуизме это небесные существа, божества, какие правят неодинаковыми силами природы, экими будто полымя, дух, вихрь и др. и являют слугами Единого Всевышнего Бога.
      http://devaona.narod.ru/

      Сатгуру Шивайя Субрамуниясвами пишет в статьи БОГ И БОЖЕСТВА ИНДУИЗМА:

      [ATTACH=CONFIG]1439[/ATTACH] Преданное служение Богу и божествам индуизма называется бхакти... В индуизме бытие состоит из трех миров: 1-й Мир это физическая вселенная, 2-й Мир есть тонкий астральный или ментальный план бытия, где пребывают дэвы, ангелы и духи; 3-й Мир представляет собой духовную вселенную Махадэв, «великих светящихся сущностей» или божеств индуизма.
      ...
      Индуисты верят в Единое Высшее Сущее. И все многочисленные божества понимаются как божественные создания этого Единого Сущего. Итак, в индуизме есть один высший Бог и протяженное священноначалие божеств. Многие люди воспринимают божества как символы, представляющие различные ступени энергии и разума, либо как множественные персонификации, проекции безличностного чистого бытия человеческим разумом. Многих индуистов убеждали в том, что боги не есть подлинные сущности, что они лишь символы духовности, и, к сожалению, некоторые верующие усвоили это ложную идею. На самом же деле Махадэвы суть индивидуальные одухотворенные существа.
      ...

      «Воистину величественны боги, вышедшие из Брахмана» (Атхарва Веда).

      Иерархия божеств индуизма.

      Индуизм, под божественным священноначалием Махадэв, объединяет четыре основные конфессии: шиваизм, шактизм, вайшнавизм и смартизм. Махадэвы - не заключенные в физическую оболочку разумные сущности - пребывают в мире вечность и испокон веков помогают человечеству. Великие Махадэвы, воплощенные в множестве ангельских дэв, живут и беспрестанно трудятся на благо верующих, защищая и направляя их, открывая для них новые двери и закрывая неиспользуемые.

      В Ведах Бог зовется Брахманом, Сверх Сущностью, которая одновременно существует как абсолютный трансцендентный Парабрахман, как всеведущее сознание или сила шакти и как личное первичное Божество. Слово Брахман происходит от санскритского корня «Brh», означающего «расти, проявляться, развиваться» и относящегося к разуму Брахмана чистого сознания, лежащего в основе, распространяющего и резонирующего все сущее. Одновременно с этим Брахман есть Пуруша, Первичная Душа. Он – олицетворение совершенства сущего, первоначальная душа, которая создает и излучает бесчисленные индивидуальные души, включая божества.

      «Он, находящийся за всем сущим, является релевантной вселенной. Часть Его представляется разумными и неразумными сущностями. Из Него появилась вселенная, из которой родились Божества, Земля и человечество» (Риг Веда).

      Душа это свет, развивающийся и зреющий в облике Пуруша Брахмана, точно так же, как зернышко однажды становится деревом. Являясь этим светом и существующим сознанием, без начала и конца, есть два совершенства Парабрахман и Сатчидананда. Сатчидананда - сверхсознательный разум души – разум Брахмана. Парабрахман – сокровенная суть души. Мы не становимся Этим, мы изначально Это.

      «Он, искрящийся в твоих глазах, освещающий небеса и скрывающийся в душах всего сущего есть Бог, твоя Суть» (Шива Йогасвами Натха Сампрадайя).
      http://sivalingam.ru/sources/vel/Hindu_gods.htm
      Вложения

      Комментарий


      • #4
        Мы можем без ущерба для души основывать наше представление о мире на любом архетипе столь глобальном, как архетипы планет или древних богов: если только выйдем к его корням. Вполне закономерно, что в эпоху открытия Плутона и двух мировых войн для объяснения действия божественных сил выбирается образ Агни-огня. Не будет ничего удивительного, если в грядущую эру Водолея в проведении нового потока (или хорошо забытого старого) новые учителя будут опираться, скажем, на образ бога небесных вод Варуны. Часто встречающееся в современной литературе имя Дэва — просто "бог" или "господин" — воскрешает забытый образ пра-индоевропейского бога Небес Дьяуса (чье имя значит "свет" и от которого произошли имена Зевса и Юпитера). Это персонаж водолейского архетипа, мало персонифицированный и безликий: так не имеет особенностей Небо, равное ко всем людям.
        Прочитала статью на сайте.
        И как-то не торт, имхо.
        Создается впечатление, что автор все до кучи смешал, не особенно заботясь о достоверности.
        Многие тезисы можно вообще оспорить... Но тогда придется писать простыни текста.
        Так что, лучше читайте переведенные источники или проверенную литературу, а не артикулы на дешевых нью-эйджевких сайтиках с рекламой средств от целлюлита.

        Что касается самой мысли:
        Конечно, источник один, и неважно, как его называть: Один ли или Атум... Или как-либо еще.
        Каждый тянется к тому, что ему ближе и роднее.
        Если кому-то приятнее называть, скажем, Женское Начало Вселенной - Изидой Сокрытой, Геей Широкогрудой, Великой Матерью Бригиттой, Девой Марией или как-либо еще... То почему бы нет.
        Но нужно понимать, что это все частности.
        Для одного имя Изида будет вызывать священный трепет и экстаз, в то время для другого, чтящего Деву Марию, имя Изиды будет пустым звуком.
        Архетип один, но названий много.
        Если мы хотим общности, то лучше подобрать универсальные образы или научные понятия, близкие и понятные человеку, вышедшему из любой религиозной системы.

        Комментарий


        • #5
          Если верна точка зрения, представленная в Википедии, и индуизм действительно является совокупностью религиозных традиций и философских школ, то рассматривать его как религию будет неверным. Скорее, это должно быть мистическое мировоззрение в своей роли союза (синтеза) религии, науки и философии. Но! вполне понятно, что синтез будет являться тем более мощным, чем выше степень культуры мышления стоящего за ним сознания. Данный синтез является прямым показателем уровня, достигнутой данным менталитетом как единственным представителем собственной самобытной цивилизации. То, что индуизм продолжает сохранять в основе элементы древнейших верований, знаний и представлений, лишь доказывает, что всякая самодостаточная цивилизация тяготеет к самосохранению и всякий путь самосохранения лежит через ассимиляцию и адаптацию.
          Исторический путь Индии привел её к полу-вассальной зависимости от современных варваров, претендующих на гордое название «западной цивилизации». Но лишь в человеческой природе бывает, чтобы производное восставало над прародительским. И мы видим конец эпохи в новом синтезе, подведенном как итог великим сыном Индии, Махатмой Ганди. Дух Индии будет жить, пока Индия будет искать Бога, - сказал он. И это есть осмысленное изложение санатаны-дхармы в индийской реальности сегодняшнего дня.
          Сообщение от rakovsky
          Одна из основных концепций индуизма - Брахман. Это означает растущую, абсолютную реальность. Мне кажется, что оно само по себе безличное, и я читал, что оно ничего не познает, а знание является его сущностью.
          Брахман (Парабрахман, Высший Брахман). Индийская мысль никогда не принимала возникновения чего-либо из ничего. То, что Брахман является источником происхождения, творцом и одновременно духом, оживляющим всю тварную Вселенную, для мыслителя означает прежде всего, что эта «концепция» существует как необходимость и представляет начало любого культурного мировоззрения, должного опираться на нечто реальное и действительное в своих построениях. Поэтому Брахман также и Сат – Реальность. Сат Чит Ананда – три аспекта, в которых разворачивается и постигается вечное Начало всего. Постигается оно либо в свойствах, либо в действии, либо в развертке во времени. Брахман называется также ТО. Сколь бы долго мы не восходили к ТОМУ, сколь бы глубоко не пытались проникнуть в тайны собственного начала, процесс может быть продолжен до бесконечности либо мгновенно остановлен простым осознанием невозможности своей отделенности от него, признанием тождественности Брахмана и брахмана (Макрокосмоса и микрокосмоса) в их Начале – Высшем Брахмане и Единой Реальности. Отсюда идеи расширения в бесконечность и абсолютного выражения состояния вне изменений.
          Несправедливо называть сущностью Начала знание. В нём нет ни знания, ни сущности, ибо проникнуть ни в то, ни в другое невозможно разумом – тем, что само происходит от того Начала. Единственное, что не может быть подвергнуто разумной контраргументации, так это упомянутая «тождественность». Это состояние за пределами западной логики и метафизики восточных мыслителей. Где всё начинается, там же всё и заканчивается – пространство и время, жизнь и сознание, чувства и разум. До некоторой степени справедливо сказать, что функцией Начала является наделение сознания разумом – способностью познания, проникновению или бесконечному приближению к своей истинной природе. Когда эта способность обращена на себя, а не на внешний мир, тогда мы имеем дело с самопознанием – отличительной способностью человека, и одна из Упанишад открывает нам секрет столь глубокого проникновения в тайны мироздания, каковое было присуще подвижникам древней Индии: но мудрец не искал ответов в явлениях мира, он смотрел в самого себя.
          Сообщение от rakovsky
          Бхавагата - "возлюбленный" или "восхищенный". Это - название Бога. Это - личность Брахмана.
          Простонародное почитание Личностей Бога вероятно происходит от особого почитания некоторых человеческих личностей кастой браминов, опосредовавших своё национальное знание и сделавшей его своей привилегией. В евангелиях еврейские «брамины» Никодим и Иосиф также видимо почитают личность их современника Христа, тем не менее они остаются приверженцами «старой системы». Начало может быть находимо единственно в самом себе, но одни из нас ближе к нему, а другие дальше. Эта близость выражается через то, что названо мудростью, и почитание людей мудрых и «близких к Господу» для понимающего означает шанс научиться и умудриться, но не означает того буквального поклонения и ожидания спасения со стороны, которое присуще сознанию непонимающего. Так вероятно зародился мистицизм – язык притч и образов, ограждающих смысл действительного значения от злоупотребления ими.
          Сообщение от rakovsky
          Ишвара ("Господь") - другое название для Бога.
          Это название непостижимого проявления в нас, когда оно приобретает проявление неодолимой внутренней Силы. Это внутри нас и сильнее нас, потому господствующее и владычествующее. Если Брахман (Высший) един для всех и нет никакой «другой» Реальности, то ишвара для каждого свой, это наше индивидуальное начало. О едином Ишваре справедливо говорить только если мы ведем речь о человечестве в целом. Тогда мы имеем дело с коллективной (планетарной) силой и Ишварой, который выражает Индивидуальное этой планеты. Это не собственное имя, это титул, поименование. Прописная буква отсылает к масштабам, например как в словах «Планетарный Дух».
          Сообщение от rakovsky
          Дэва - это слово означающее "бог". Дэвы - индийские боги. Это слово от древного евро-индийского слово Деус, то есть "Бог", Зевс, Феос, Диос.
          Деви - индийский богиня-мать

          Дьяус - древный небесный индо-европейский бог.

          Есть ли один, истинный "Дэва" в индуизме? Намекается ли слово "Дэва" на некую древную евро-индийскую концепцию единого Бога?
          Дэва – это «сияющий», «блистающий». Это Сущности, чья природа создана из света. Ошибочно полагать, что все они божественны. Все они божества, но той или иной степени чистоты, начиная от называемой «божественной» и до называемой «демонической». Эта относительность (в степенях) вылилась в то, что в другой цивилизации – ирано-арийской - все дэвы были отнесены к противникам Ормузда, который есть наивысшая степень. Получить вразумительное пояснение, какова связь между происхождением этих существ и природой света, не видится возможным.


          Сообщение от rakovsky
          Вот я не понял эту часть другой статьи:

          http://sverhrazum.org/68/25

          Какое Ваше мнение?
          С архетипом как содержанием коллективного бессознательного публику познакомил, если не ошибаюсь, основоположник психологии Карл Юнг. «Коллективное бессознательное» является общим всему человечеству психическим началом. «Архетип» это просто древнейшая «концепция» или архаичное представление о чём-либо, оформленная в понятный всем «образ», который продолжает сохраняться в подсознании человечества и время от времени проявляться в его сознательном творчестве. За каждым «архетипом» скрывается определенная функция, лежащая в основе того или иного явления в Космосе или человеке. Если мы проникаем, какова эта функция, то мы находимся в связи с прошлыми поколениями и являемся продолжателями «рода человеческого» как носителя духа цивилизации. Становится возможным снять «грим» с потускневшего со временем образа и придать ему черты современности. И это будут «старые боги в новых обличьях» и своевременное звучание вечных истин. Но если мы полагаемся исключительно на собственные знания о реальности, строим свои догадки и приписываем собственное понимание некогда бывшему всеобщим достоянием, а ныне забытому, считая его примитивным и первобытным, то мы попросту предаём забвению свою родовую память. И это означает закат и гибель цивилизации, упадок и вырождение человечества ( в тех или иных масштабах - страны, этноса, разумного вида). Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.
          ___
          На правах частного взгляда на известное положение вещей.
          И всё-таки они подойдут и скажут: "Вы поклоняетесь призраку". Вы же ответите: "Не знаем призраков, но за Нашей Корпорацией стоят 77 членов, и мы знаем все наставления". (с)

          Комментарий


          • #6
            Ничего не читал, но могу сказать, что идея политеизма в Индуизме - скорее результат восприятия западного сознания, в котором Вишну, Брахма, Шива представляются различными Богами, но при этом, каким-то странным образом Бог Отец, Сын и Святой Дух составляют Священное Триединство....
            Радость есть особая мудрость!

            Комментарий


            • #7
              Спасибо за Ваши ответы, Мика.
              Я стараюсь понять.


              Сообщение от mika_il


              Простонародное почитание Личностей Бога вероятно происходит от особого почитания некоторых человеческих личностей кастой браминов, опосредовавших своё национальное знание и сделавшей его своей привилегией.
              Вдрувности в Индии была вера во верховном Боге. В то время его называли Дьяус Питер - Небесный отец. Потом более почитали Бога Индраса как ведущий.
              Разумеется тогда, что вера в Бога давно была в народе.

              Сообщение от mika_il
              В евангелиях еврейские «брамины» Никодим и Иосиф также видимо почитают личность их современника Христа, тем не менее они остаются приверженцами «старой системы». Начало может быть находимо единственно в самом себе, но одни из нас ближе к нему, а другие дальше. Эта близость выражается через то, что названо мудростью, и почитание людей мудрых и «близких к Господу» для понимающего означает шанс научиться и умудриться, но не означает того буквального поклонения и ожидания спасения со стороны, которое присуще сознанию непонимающего. Так вероятно зародился мистицизм – язык притч и образов, ограждающих смысл действительного значения от злоупотребления ими.
              Вы говорите, что почитание индийского Бхагавате похоже на почитание святым мудрецам как Иосифу?
              Но Христос в христианстве единственный человек, считавшим настоящим богом.

              Это название непостижимого проявления в нас, когда оно приобретает проявление неодолимой внутренней Силы. Это внутри нас и сильнее нас, потому господствующее и владычествующее. Если Брахман (Высший) един для всех и нет никакой «другой» Реальности, то ишвара для каждого свой, это наше индивидуальное начало. О едином Ишваре справедливо говорить только если мы ведем речь о человечестве в целом. Тогда мы имеем дело с коллективной (планетарной) силой и Ишварой, который выражает Индивидуальное этой планеты. Это не собственное имя, это титул, поименование. Прописная буква отсылает к масштабам, например как в словах «Планетарный Дух».
              Я пошу вас написать более об этом. Значит Ишвара - вроде лицо Парабрахмана?

              Комментарий


              • #8
                Это написано в Wikipedia:
                И?швара (санскр. ?????, — «господь, повелитель») — философская концепция в индуизме, означает «повелитель» или «верховный повелитель»,[1] то есть Бог в монотеистическом понимании или иштадевата в монистической философии адвайты. «Ишвара» также используется просто в значении «правитель» или «господин». Среди шести систем индийской философии, санкхья и миманса не принимают концепцию ишвары. Тогда как последователи четырёх монотеистических школ: йоги, вайшешики, веданты и ньяи верят в существование ишвары. Каждая философская школа в индуизме трактует по-своему понятие ишвара. В адвайта-веданте, любое божество может олицетворять понятие ишвара, тогда как в вайшнавизме, только один Вишну и его аватары принадлежат к категории всемогущего ишвары.


                Адвайта-веданта

                Адвайта утверждает, что когда человеческое существо медитирует на Брахман, Верховный Вселенский Дух проецируется на ограниченный человеческий ум и проявляется человеку как ишвара.[2] Таким образом, ум проецирует человеческие атрибуты, такие как личность, материнство и отцовство на Всевышнее Существо. Образно говоря, когда «отражение» Космического Духа падает на зеркало майи (иллюзии), оно ощущается как Верховный Господь.


                Вишишта-адвайта

                В вишишта-адвайте, ишвара выступает как Верховный Космический Дух, полностью управляющий вселенной и всеми живыми существами, которые в совокупности являются гигантским «организмом» или «телом» ишвары. Троица ишвары, вселенной и живых существ является Брахманом, который выступает как совокупность бытия. Ишвара это Парабрахман, наделённый безграничными трансцендентными качествами (кальяна гунами). Ишвара — это совершенный, всезнающий, вездесущий, бестелесный,[4] независимый, творец мира, его действующий правитель и в будущем его разрушитель. Он — беспричинный, вечный и неизменный, но в то же самое время он является причиной проявления этого мира. Он вездесущ (как белый цвет в молоке), но в то же самое время независим и трансцендентен (как часовщик независим от сделанных им часов). Он является объектом поклонения, основой моральных принципов и тем, кто даёт плоды кармы. Он управляет миром посредством своей божественной энергии майи.


                Двайта

                В согласии с философией двайты, ишвара обладает всеми теми качествами, что и в вишишта-адвайте. Однако, ишвара выступает только как действительная, но не материальная причина вселенной и живых существ. Таким образом, двайта-веданта не разделяет ишвару и Брахмана, и не верит в то, что Брахман не имеет личностных атрибутов, так же как и в то, что ишвара бестелесен.[2] Ишвара выступает как высочайшее проявление истины и поклонение Богу обязательно основано на вере в Него как всемогущего, но в то же самое время любящего и личностного Существа.

                Таким образом, кроме своей веры в абстрактный принцип Брахмана, большинство индусов ежедневно поклоняются Богу в одной из Его личностных форм, таких как Вишну, Кришна, Шива или Шакти. Для многих индуистов такое поклонение личностным формам Бога имеет свою практическую сторону: гораздо легче развивать преданность и служить личности, чем какому-то абстрактному принципу. Соответственно, в священных писаниях индуизма Бог изображается не только как абстрактное понятие или принцип, но и как личность.

                https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98...B0%D1%80%D0%B0
                Подстроченная часть особенно интересна.


                Я. Васильков
                пишет в Энциклопедии:
                ИШВАРА

                имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как "Господь" или "Владыка"); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистич. тенденции или монотеистич. уровне в индуизме. Исходное значение слова — "владетель", "обладатель";... Через значение "бога личной судьбы" (в эпосе И. иногда тождествен богу судьбы Дхатри) семантика И. эволюционирует до значения монотеистич. "Господа" (очень сходную эволюцию претерпела семантика и др. термина, обозначающего "Бога", — "Бхагават", в первонач. значении: "владеющий (счастливой) долей"). В филос. системе йога И. тождествен Пуруше — высшему "Я" , к-рое в отличие от других пуруш не вовлекается в игры природы (пракрити) и не затрагивается аффектами, действиями с их кармическими плодами и т. п. В философии веданта И. — активная манифестация пассивного Абсолюта — Брахмана. В ряде индуистских традиций все боги, включая величайших — Шиву, Вишну, Брахму, осознаются культурной элитой как формы И. ...Концепция личного бога-творца (ишвара-вада) не раз подвергалась ожесточенной критике со стороны философов — буддистов и сторонников иных нетеистических учений (ниришвара-вада). Внутри самой индуистской философии острая полемика велась по вопросам соотношения воли И. с действием закона кармы и ответственности И. за творящееся в мире зло.


                http://dic.academic.ru/dic.nsf/indui...90%D0%A0%D0%90

                Шям Мехта пишет:
                Ишвара
                значит Бог, а Ишвара Пранидхана = подчинение Богу. ... Путь йоги включает в себя подчинение Богу.
                Ишвара Пранидхана - заключительный акт подчинения, когда Вы говорите Богу: "С этого времени, я даю Тебе мое тело, мой разум и мое сердце, чтобы Ты поступал с ними на свое усмотрение. Позволь мне не влиять на их действия." ..."С этого времени все, что я делаю, я делаю для Тебя. Все, что Ты не хочешь, чтобы я делал, я делать не буду. Отныне я не буду пропускать те дела, которые Ты хочешь, чтобы я совершал." Это также заключительный акт подчинения, когда кто-то знает, что он не готов подчиняться и говорит: "Самый дорогой, пожалуйства, помогите мне, если Иы так хочешь..." это также каждый шаг на пути становления удобного для Вас заключительного акта повиновения.
                https://books.google.com/books?id=dG...%D0%B0&f=false

                Шри Ауробиндо пишет в Биография. Глоссарий:

                Космический ДУХ - это Господин, Ишвара всей Природы а индивидуальная душа является представителем Ишвары, его наместником, восприемником и господином над своей собственной индивидуальной природой и формой, составляющей часть универсальной энергии Природы. Ишвара пребывает и внутри и вне и сверх космоса, Он есть то, что превосходит, поддерживает и дает жизнь любой индивидуальности; он есть высший и универсальный Брахман, Абсолют, высшее Я, высший Переша. При этом Ишвара не является Персонификацированным Богом мировых религий, существом, опраниченным своими качестваами и свойствами, индивидуализированным и обособленным от всех остальных, ибо все персонифицированные боги есть не что иное, как ограниченные проявления, имена, или божественные персоналии одного Ишвары.

                Ниргуна Ишвара, безличный и не обладающий качествами, это другой аспект проявления Его бытия. Ишвара есть Брахман-Реальность, высшее Я, Дух, проявленный как господин и обладатель своего собственного самосущего бытия, творец и обитатель вселенной, созидатель всех богов, превосходящий их по своей природе, Предвечный, Бесконечный, неизреченный - Божественное Трансцендентное.

                https://books.google.com/books?id=C7...%D0%B0&f=false
                Подстроченную часть я не очень понял. На одном месте написано, что Инвара - лчность, а здесь написано, что Ниргуна Ишвара - безличный.

                Здесь возможно об Ишвара написано как-то безлично:

                Борьба с гордыней или "Ишвара Пранидхана" (ниямы) Р. Юрьев



                Ишвара пранидхана - принято переводить как преданность всевышнему, где слово "пранидхана" - преданность.
                С "Ишварой" же не все так просто, поскольку в разных философских школах индуизма существуют разные интерпретации этого слова. Я попытался обобщить, получилось, что Ишвара – это некий абстрактный принцип, являющийся как первопричиной создания мира, так и причиной его исчезновения в будущем, при этом он - осознающее личностное проявление присутствующее в каждом живом существе и представляющее из себя проекцию высшего вселенского Духа пропущенного через призму нашего восприятия .

                ...
                Поэтому давайте назовем то неведомое, непознанное, лежащее за рамками нашего восприятия замечательным и непонятным словом – Ишварой.
                Скажем Ишвара - это то, про что точно можно сказать лишь одно - мы не знаем что это, но оно явно "больше" нас.
                ...
                На этот вопрос давно ответил фольклор –«Под лежачий камень вода не течет», «На Бога надейся, а сам не плошай» и т. д. , что в переводе означает: «Мир живет по определенным законам. Если мы будем внимательны к Его проявлениям, то сможем научиться «дышать с Ним в унисон» и тогда решение Ишвары становится неотличимы от нашего решения, Его намерение, являющееся источником любого свершения, неотделимо от нашего намерения. Уровнем ниже – я просто делаю ВСЕ от меня зависящее для успешного, с моей точки зрения, завершения начатого дела, а затем предоставляю Судьбе возможность делать с этим все, что угодно, заранее будучи удовлетворенным любым вариантом разрешения заданной ситуации. Ведь поскольку исход дела решаю не я, не мне и беспокоится о нем. И помните: всегда случается лишь то, что должно случится!
                http://yogatapas.co.il/text_12.html
                http://yogatapas.co.il/text_12.html

                Комментарий


                • #9
                  Сообщение от Кайвасату
                  Ничего не читал, но могу сказать, что идея политеизма в Индуизме - скорее результат восприятия западного сознания, в котором Вишну, Брахма, Шива представляются различными Богами, но при этом, каким-то странным образом Бог Отец, Сын и Святой Дух составляют Священное Триединство....
                  Существует мнение о том что (политеизм или монотеизм?, мнения неоднозначные) пришёл в Индию с крайнего севера древней Руси.
                  В «Книге Велеса» говорится о том, что именно Яр после резкого похолодания вывел уцелевшие племена Славян с Крайнего Севера в район современного Урала, откуда они потом пошли на юг и дошли до Пенжи*(штат Пенджаб в современной Индии). Оттуда их позже вывел на территорию восточной Европы индийский полководец Яруна. В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» этот сюжет тоже упоминается и Яруна назван своим индийским именем - Арджуна. Кстати, Арджуна буквально означает «Серебряный, светлый» и перекликается с латинским Argentum (Cеребро). Возможно, что еще одно толкование слова Арий как «белый человек» тоже восходит к этому корню Ар (Яр).*

                  Комментарий


                  • #10

                    Аллал Минг Шри Ишвара
                    Вложения

                    Комментарий


                    • #11
                      Сообщение от rakovsky
                      Вдрувности в Индии была вера во верховном Боге. В то время его называли Дьяус Питер - Небесный отец. Потом более почитали Бога Индраса как ведущий.
                      Разумеется тогда, что вера в Бога давно была в народе.
                      Каков этот Бог и какова его космогоническая функция вероятно правильнее искать через известную египетскую мифологию. "Союз" Дьяуса и Притхиви и их "разделение" находятся в видимом соответствии с Нут и Гебом египетской теогонии.
                      Согласно мифу, Геб ссорился со своей женой Нут из-за того, что она каждый день поедала своих детей- небесные светила, а затем вновь рожала их. Шу разъединил супругов, подняв Нут наверх (небо), а Геба оставил в горизонтальном положении (земля).
                      В астрономическом значении возможно это и есть горизонт, "отец дня", порождающий (в символическом смысле) зарю и солнце, восходящие из-за горизонта.

                      Сообщение от rakovsky
                      Вы говорите, что почитание индийского Бхагавате похоже на почитание святым мудрецам как Иосифу?
                      Но Христос в христианстве единственный человек, считавшим настоящим богом.
                      Христос почитается как Сын Божий. Но рождение его от земной женщины и святого духа, согласно его же апостолам. То есть правильнее - божественный (богоподобный) сын. Это сейчас считается кощунственным изучение вопроса его божественного происхождения и природы, а в ранние века христианства это был самый наипринципиальный вопрос, выливавшийся в ереси и борьбу с ними. Когда святые отцы окончательно запутались, они приняли "символ веры" и с тех пор Христос стал Богом-Личностью. Но образы Иосифа и Никодима свидетельствуют, что их отношение к Христу не как к Богу, а как к духовно совершенному человеку - праведнику. "Праведный", "благой", "благородный" - это всё близко к этимологии "бхагавана".

                      Сообщение от rakovsky
                      Я прошу вас написать более об этом. Значит Ишвара - вроде лицо Парабрахмана?
                      Ишвара это не личностный Бог и не Личность Бога. Это личный бог каждого человека. Всё духовное и божественное, что есть в каждом из нас, это и есть ишвара. Вот что такое действительный ишвара:
                      На неизмеримом расстоянии в зените стоит одинокая звезда. Это — единый бог этого единого человека. Это его мир, его Плерома, его бесконечность. Внутри этого мира человек есть Абраксас, создатель и разрушитель своего собственного мира. Эта звезда есть бог и цель человека. Это единственный бог, который его направляет. В нем человек уходит на покой. К нему ведет долгий путь души после смерти. В нем сияет, подобно свету, все, что человек приносит из большего мира. Лишь этому богу молится человек. Благодаря молитве свет звезды делается ярче. Она перебрасывает мост через смерть. Она готовит жизнь для меньшего мира и умеряет безнадежные желания большего мира. Когда больший мир остывает, звезда горит. Между человеком и его единым богом не остается ничего, как только человек отрывает взгляд от пылающего зрелища Абраксаса. Человек здесь, бог там.
                      По крайней мере для меня...
                      И всё-таки они подойдут и скажут: "Вы поклоняетесь призраку". Вы же ответите: "Не знаем призраков, но за Нашей Корпорацией стоят 77 членов, и мы знаем все наставления". (с)

                      Комментарий


                      • #12
                        Нашим европейским читателям, обманутым фонетическим сходством, не следует полагать, что название "брахман" идентично в этом отношении с Брахмой или Ишварой -- личным Богом. Упанишады -- ведические тексты -- не упоминают такого Бога, и бесполезно искать в них каких либо ссылок на сознательное божество. Брахман, или парабрахм, АБСОЛЮТ ведантистов, является бесполым и бессознательным, и не имеет ничего общего с мужским Брахмой индусской Троицы, или Тримурти. Некоторые ориенталисты правильно полагают, что это имя произошло от глагола "брих", расти, или возрастать, и в этом смысле является универсальной расширяющейся силой природы, животворящим и духовным принципом, или силой, которая распространена по всей вселенной и в своей целостности является единственно Абсолютным, единственной Жизнью и Реальностью.

                        "Теософист", январь 1882 г.

                        Комментарий


                        • #13
                          Спасибо за ваши ответы. Я стараюсь понять суть этого Бхагавана - Ишвары.
                          Согласно некоторым - Бхагаван - источник Брахмана, а некоторые другие говорят наоборот, Брахман - источник.

                          Брахман - абсолют реальность, и кажется, что часто считается без лица. Все является частью Брахмана.
                          Бхагаван - личность Брахмана. Значит - Бхагаван - лицо всей реальности? Значит, все что есть, в том числе и все люди и лица - частью Бхагавана? По сути лица людей на земле никак не могут находиться вне Бхагавана?

                          Комментарий


                          • #14
                            Сообщение от rakovsky
                            Спасибо за ваши ответы. Я стараюсь понять суть этого Бхагавана - Ишвары.
                            Согласно некоторым - Бхагаван - источник Брахмана, а некоторые другие говорят наоборот, Брахман - источник
                            Вы правда думаете умствованиями умозреть священные сути? О духовном святые не рассуждают, а медитируют или молятся. Потому что эти все ответы у вас внутри и никто кроме вас самого не сможет вам открыть и показать тайное, а чужим умом стараться понимать , значит грешить на самого себя . Хотя и здесь есть обратная сторона, знать некоторую правду не всегда приятно и даже порой смертельно больно и опасно , потому многие остаются в неведении, потому боятся взглянуть в глаза истине, а только полуправды желают то есть о божественном лишь и потому их наитие никуда не приведёт лишь на поле брани и не к любому сражению (жертве) готовы они, а их 33 тысячи и не пройдя первого не дойдёшь до следующего

                            "2-я Паралипоменон 35:7-9
                            И дал Иосия в дар сынам народа, всем, находившимся там, из мелкого скота агнцев и козлов молодых, все для жертвы пасхальной, числом тридцать тысяч и три тысячи волов. Это из имущества царя."
                            "2-я Паралипоменон 7:5
                            И принес царь Соломон в жертву двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец: так освятили дом Божий царь и весь народ.''
                            Ум есть великий убийца Реального.Ученик должен одолеть убийцу.Ибо — когда собственная форма станет для него нереальной, как все образы его сновидений, когда он перестанет слышать множество, тогда он различит Единое, внутренний звук, убивающий внешний.Лишь тогда — не ранее — оставит он область асата, ложного, чтобы войти в царство сата, истинного.Прежде чем душа увидит, должна быть достигнута гармония внутри, а телесные очи стать слепы для всякой иллюзии.Прежде чем душа услышит, образ (человек) должен стать равно глухим как к рыкам, так и к шептаниям, как к крикам ревущих слонов, так и к серебристому жужжанию золотого светляка.Прежде чем душа сможет разуметь и вспоминать, она должна так же соединиться с Молчаливым Оратором, как соединен был с умом ваятеля тот образ, по которому формовалась глина.Ибо*тогда*душа услышит и вспомнит.И тогда к внутреннему слуху обратится

                            Комментарий


                            Agni-Yoga Top Sites
                            Обработка...
                            X