Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Институт "Урусвати"

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Институт "Урусвати"

    Институт "Урусвати"


    Институт "Урусвати" - форпост русской науки в Азии
    "Перешагнуть порог, чтобы оказаться в Центральной Азии"

    [justify]Строка, вынесенная в название предисловия к публикации материалов об Институте "Урусвати", взята из статьи Ю.Н.Рериха.
    Долина Кулу в Индии, где и расположен (сейчас сохранилось только здание) Институт Гималайских исследований "Урусвати", действительно является порогом, за которым лежит путь в Тибет, Гоби, Монголию и бескрайнюю Сибирь. Эта долина, овеянная легендами и жизнью ее древних героев - Ману, Вьясы, Арджуны и Будды, - открывает очертания непостижимой и неизученной "страны", которую называют Центральной Азией. Несомненно, Институт "Урусвати" - это
    одинокий форпост, где "научные исследования Запада базируются на культуре Востока". И хотя сегодня он всего лишь фрагмент уходящего прошлого, из факта истории "Урусвати" становится ощутимой реальностью. Ибо его неутомимые исследователи, устремляя свою мысль в просторы Азии, оставили на земле ясный и глубокий след.

    Институт "Урусвати" был основан 24 июля 1928 года (по некоторым данным - 12 июля).
    Решение о его основании созрело еще в Дарджилинге, куда с перевалов Тибета спустился караван Центральноазиатской
    экспедиции Н.К.Рериха (1926-1928) и расположился на отдых в долинах Сиккима. В то время явилась необходимость подвести итоги экспедиции, собравшей уникальные рукописи, буддийскую бронзу, танки, предметы культа и иные свидетельства духовной и материальной жизни народов, которые заселяли Тибет, Гималаи и прилегающие к ним территории. Опыт и достижения Трансгималайского путешествия легли в основу создаваемого научного учреждения.[/justify]

    Институт был назван в честь Е.И.Рерих, которой отчасти и принадлежала идея создания "Урусвати". (Позже само место расположения Института тоже называлось Урусвати). Вместе со своей женой Н.К.Рерих стал его соучредителем и почетным президентом, а директором - их старший сын, востоковед Ю.Н.Рерих. Институт был задуман как исследовательский центр или научная станция в Гималаях для работы в различных областях науки - археологии, лингвистике, медицине, биологии, космохимии. Помимо традиционных дисциплин в нем ставились передовые научные задачи, такие например, как изучение космических лучей, лечение рака (путем введения в пораженные ткани солей лития), получение высокопрочного стекла (посредством добавок серы, лития, кобальта в особых сочетаниях). Институт создавался как учреждение нового типа - в основу его работы был положен синтез знаний, базировавшийся на прочном фундаменте западной и восточной науки. У основателей Института существовал замысел сделать научную станцию краеугольным камнем, на котором в долине Кулу воздвигнется в будущем Международный город знаний, наименованный городом Ур.

  • #2
    Re: Институт "Урусвати"

    Сразу же после организации Института начались научные экспедиции.

    Н.К. Рерих на маршруте экспедиции 1934-1935 годов

    Работы по археологии, этнографии и лингвистике возглавил Ю.Н.Рерих.

    Кулу. Институт «Урусвати». Ю.Н. Рерих с учеными ламами

    Были проведены обширные археологические исследования долины Кулу и ее окрестностей (1931-1932), собран материал по истории тибетских монастырей. Предметы, характеризующие быт горных жителей Лахула, составили этнографическую коллекцию. Что касается лингвистических исследований, то работа в этой сфере, как писал в отчете Ю.Н.Рерих, "была ограничена тибетским диалектом в Лахуле и не была связана с другими гималайскими диалектами, обнаруженными в горных долинах рек Бхага, Чандра и Чандрабхага".1 Собранный материал содержал словарную лексику, песни, описание церемоний и обрядов местного населения и позволил провести обширные грамматические и фонетические сследования лахульского диалекта.2

    Ботанические и зоологические экспедиции с конца 20-х годов возглавил член правления Института, руководитель ботанико-зоологического отдела доктор Вальтер Кольц (Koelz). Тысячи образцов высокогорной флоры и фауны были собраны и легли в основу гербариев и орнитологических коллекций. В области ботаники главной целью являлось исчерпывающее изучение медицинского применения растений и их свойств. Особое внимание обращалось на те виды, которые использовались в местной медицине. С помощью местных лам-врачевателей была собрана коллекция лекарственных растений и снадобий. Лама Лобзанг Мингюр Дордже (Lobzang Mingyur Dorje) предпринял несколько экспедиций и подготовил каталог медицинских текстов (1932).

    Н.К.Рерих (справа) и лама Лобзанг Мингюр Дордже в Нагаре, 1932 г

    Научные исследования в "Урусвати" получили особенно быстрое развитие после создания биохимической лаборатории и метеорологической обсерватории. Биохимическая лаборатория включала отделы, существовавшие как самостоятельные подразделения, - центральная биохимическая лаборатория, лаборатория органики и фармакологии, лаборатория раковых исследований, физическая лаборатория; к ним присоединялись: кабинет для фотометрии и фотолаборатория, мастерская, библиотека. В планы Института входило создание под руководством д-ра К.К.Лозина (Lozina) медицинской клиники для местных жителей. Таким образом должен был осуществляться непрерывный процесс - от теоретических изысканий до изготовления медицинских препаратов и их непосредственного использования. Работу биохимической лаборатории возглавил д-р В.А.Перцов, сотрудник биохимического отдела Гарвардского университета. Именно ему принадлежит исследование по истории биохимии - науки, появление которой он связывает с идеями М.В.Ломоносова.3 Подобные мысли о предпосылках возникновения биохимии в XVIII веке высказывал и В.И.Вернадский,5 известный своим нетрадиционным подходом к проблеме эволюции живого на планете.

    Комментарий


    • #3
      Re: Институт "Урусвати"

      Вскоре после создания Института был организован международный комитет по биохимическим исследованиям и открыт специальный фонд, начало которому символически положено Н.К.Рерихом средствами от продажи его картины "Св. Пантелеймон-целитель".

      Для пропаганды результатов научной работы и расширения научных связей был основан Музей Института "Урусвати", имеющий два отделения - в Наггаре, вблизи Кулу, и в Нью-Йорке, при Музее им. Н.Рериха. Это был своеобразный "музей в музее", в котором экспонировались этнографические коллекции и собрания гималайской флоры и фауны. Вскоре после его создания (1931) в залах музея была устроена выставка тибетской живописи и ритуальных предметов, представляющих высокие образцы тибетского искусства. Экспозицию украсили редчайшие танки, привезенные из Центральноазиатской экспедиции, - "Владыка Шамбалы", "Будда и шестнадцать архатов", "Рай Падмасамбхавы" и др.
      Коллекция Музея "Урусвати" постоянно пополнялась новыми поступлениями.

      Наиболее ценным оказался дар, переданный Н.К.Рерихом - буддийский священный канон "Канджур-Танджур".
      Установив контакты с крупнейшими научными центрами Европы, Азии и Америки, Институт "Урусвати" получил предложения о проведении совместных исследований от Р.Магоффина, директора Археологического института в Вашингтоне; от Л.Манжена, директора Национального музея естественной истории в Париже; от Дж. Боше (Босе), главы биологического института в
      Калькутте. К деятельности Института оказались сопричастными известные ученые и деятели культуры - А.Эйнштейн, Л.Бройль, Р.Милликен, Н.Вавилов, С.Гедин, Р.Тагор, С.Радхакришнан.

      Научные изыскания, проведенные в Институте "Урусвати", были представлены на VIII Международном конгрессе риенталистов в Лейдене, Международном антропологическом конгрессе в Сорбонне и многих других конференциях.

      Авторитет Института как крупного научного учреждения особенно возрос после выхода в свет его печатных трудов - "Журнала Урусвати"6 и первого тома библиотеки "Tibetica".
      Однако, к середине 30-х годов издания Гималайского института прекратились и в целом деятельность его замерла вследствие кризиса, разыгравшегося в рериховских организациях в Америке. Начался судебный процесс (длившийся
      почти семь лет!), в котором председатель Совета директоров Музея Н.Рериха в Нью-Йорке Л.Хорш выступил против самих Рерихов.
      Тяжелое финансовое положение научного учреждения усугубил повсеместный экономический упадок и начавшаяся вслед за ним мировая война.
      Институт "Урусвати" был закрыт (1938).

      Комментарий


      • #4
        Re: Институт "Урусвати"

        Впоследствии, в 70-х и 80-х годах, еще при жизни последнего из Рерихов, Святослава Николаевича, неоднократно ставился вопрос о расконсервации Института "Урусвати". Но решить столь сложную международную задачу не удалось даже в рамках Российской Академии наук (тогда - АН СССР). Хотя сам С.Н.Рерих был готов принять любой вариант, способный привести к возобновлению деятельности Урусвати, вплоть до аренды российской стороной земли и всех построек института на 99 лет. Со смертью С.Н.Рериха проблема встала более остро. С одной стороны, социальные изменения 90-х годов в России открыли "неограниченные" возможности, с другой - инициатива по возрождению рериховского мемориала в Наггаре перешла к индийской стороне. Эту работу возглавил Международный Трест Рерихов (International Roerich Memorial Trast), имеющий административное представительство в Симле.

        В настоящий момент здание Института "Урусвати" полностью отреставрировано.7 В 1995 году принято решение об открытии при Институте отдела тибетской медицины. В этой связи Руководство Треста обратилось к Его Святейшеству Далай-ламе XIV, обещавшему свое высокое покровительство. В Урусвати прибудет из Дхармасалы лама, который, помимо научных изысканий,
        предполагает открыть пункт для лечения местного населения средствами народной медицины. Программа возрождения Урусвати разрабатывается - в прошлом году представители академических кругов Санкт-Петербурга и Москвы передали Тресту через российского посла в Дели свои предложения, которые были с благодарностью приняты индийской стороной и, наряду с другими, положены в основание будущего научного проекта по возобновлению деятельности Института Гималайских исследований в долине Кулу.

        Настоящая публикация открывает в нашем журнале серию материалов об Институте "Урусвати". Предлагаемая подборка включает труды семьи Рерихов - дневники Елены Ивановны и переводы с английского статей двух ее сыновей, Юрия и Святослава. Они существенно дополняют уже известные материалы,8 появившиеся в печати за последние годы. В очередных номерах "Ариаварты" редакция поделится с ученой общественностью своими открытиями на ниве изучения этого исключительного в истории научной мысли явления, известного как Институт Гималайских исследований "Урусвати", - символического порога к сокровищнице Центральной Азии.

        Санкт-Петербург,
        10.II.1996


        ************************************************** ********************
        Примечания редакции журнала "Ариаварта"
        Данная статья перепечатывается из журнала "Ариаварта". Начальный выпуск. СПб., 1996. С. 110-115. Иллюстрации добавлены редакцией нашего сайта (прим.ред. сайта "Живая Этика в мире").
        1.Roerich Museum Bulletin. N.Y., 1931. № 12. Р. 12.
        2.Roerich J. The Tibetan dialect of Lahul // Journal of Urusvati Himalayan Research
        Institute. Vol. III. Calcutta, 1933. P. 83-189.
        3.Pertzoff V.A. Lomonosov and his contribution to natural Science // Journal of
        Urusvati Himalayan Research Institute. Vol. I. N.Y., 1931. № 1. P. 49-65.
        5.Росов В.А. Традиции энциклопедизма в наследии М.В. Ломоносова и В.И.
        Вернадского // Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского.
        Л.: Наука, 1989. С. 234-240.
        6.Journal of Urusvati Himalayan Reserch Institute of Roerich Museum. Vol. 1-3.
        New-York, 1931; Calcutta, 1932, 1933.
        7.С небольшим фоторепортажем из Кулу можно познакомится по следующему
        адресу: http://sangha.net/Photos/Roerich-Naggar-Estate.htm (прим. ред. сайта
        "Живая Этика в мире")
        8.Беликов П.Ф., Шапошникова Л.В. Институт "Урусвати" (Научная
        деятельность Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха в Индии) // Страны и народы Востока.
        М.: Наука, 1977. Вып. XIX. С. 250-270; Вторая Изварская научная конференция,
        посвященная 60-летию Института "Урусвати". Л., 1988. 40 с.; Рериховский
        вестник. Вып. 5. СПб, 1992. 80 с.; Н.К. Рерих: Урусвати. М.: МЦР, 1993. 104 с.

        Комментарий


        • #5
          Re: Институт "Урусвати"

          Медицинские исследования в институте "Урусвати"
          С.Н.Рерих

          В Институте Гималайских исследований "Урусвати" с момента его основания в 1928 году госпожой Е.И.Рерих и профессором Н.К.Рерихом, помимо археологических, филологических, этнографических, ботанических и других исследований, проводилась также специальная научная работа по изучению местных медицинских традиций как Тибета, так и прилежащих областей Гималаев. Я и директор Института Ю.Н.Рерих совместно с тибетскими ламами предприняли попытку собрать возможно более полные сведения о тибетской фармакопее и идентифицировать многочисленные лекарственные средства. Благодаря прекрасному знанию санскрита, тибетского, монгольского и других восточных языков, доктор Ю.Н.Рерих идеально подходил для этой работы. В процессе работы мы столкнулись с трудностями, которые можно было преодолеть только ценой большого терпения. В местных условиях нам приходилось подолгу ждать получения тех или иных лекарств в необходимом количестве. Очень часто купленное лекарственное сырье оказывалось непригодным для опытов, к примеру, корни могли быть измельчены и перемешаны с другими ингредиентами. И приходилось ждать следующего сезона, чтобы получить то же сырье, но в более подходящем состоянии. Тибетское лекарственное сырье мы приобретали у людей из проходивших караванов или у случайных торговцев. Не было поставщиков, у которых можно было бы централизованно приобретать его в любое время года, а на местных рынках мало что можно было купить. Караваны с высокогорного тибетского плато приходят один раз в год, и если работа оставалась незаконченной, то завершить ее можно было только после следующего привоза необходимого сырья. Поскольку многие компоненты лекарств редки, то местные ламы-врачеватели часто отказываются от них и используют заменители, которые, по их мнению, приближают действие полученного лекарства к первоначальному рецепту.

          Большой словарь тибетского языка, составленный д-ром Ю.Н.Рерихом, включает достаточно большое число медицинских терминов и поможет студентам овладеть этим новым, малоизученным предметом. Я говорю "новым", потому что к настоящему времени переведена лишь очень небольшая часть тибетских медицинских текстов. Д-р Бадмаев и проф. Позднеев перевели на русский язык "Чжуд-ши"2. Но в отношении многих других книг по тибетской медицине сделано чрезвычайно мало. Проф. Позднеев собрал и идентифицировал около 400 или 500 лекарственных средств, однако в Тибете используется несравненно больше. Наряду с "Чжуд-ши" у лам имеется около сорока других медицинских трактатов и бесчисленные рукописи, которые довольно трудно получить. Д-р Бадмаев упоминает более 1200 используемых средств, но другие практикующие ламы и врачеватели могли бы очень многое добавить к этому списку.

          Мы знаем, что д-р Бадмаев за время своей практики в России добился успехов в борьбе как с раковыми заболеваниями, так и с другими "неизлечимыми" болезнями. С тех пор нам стали известны многие случаи, когда тибетские врачеватели излечивали болезни, которые обычно считаются неизлечимыми.

          Медицинские знания без сомнения пришли в Тибет из Индии и Кашмира, но существенно обогатились как китайской медицинской школой, так и местными традициями. Так, по сравнению с индийской фармакопеей, в тибетской встречается гораздо больше компонентов животного происхождения. Претерпела изменение и сама система, что естественно, поскольку тибетцы живут в условиях, совершенно отличных от Индии и других мест.

          Многие, на первый взгляд, специфические средства перестают казаться странными, если принять во внимание, что у местного населения нет иных источников химических веществ, кроме натуральных продуктов.

          Хотя на сегодняшний день и трудно сказать, когда будет завершена идентификация всей "Materia Medica", в течение нескольких последних лет Институт Гималайских исследований "Урусвати" сделал все возможное, чтобы пролить свет на обширные накопления тибетской медицины, которые смогут послужить на благо человечества. Некоторые из лекарств уже прошли экспериментальную проверку, другие смогут быть проверены, как только их состав будет правильно определен. Зачастую описательные термины, используемые тибетскими врачевателями, очень запутаны. Так, скажем, коготь ворона или коготь матара на самом деле означает растение, а название, которое может быть понято как мышьяк, - стручок дерева, растущего в Индии. Я заметил, что с теми же трудностями столкнулись проф. Позднеев и его сотрудники. Им также пришлось тратить годы на то, чтобы правильно расшифровать состав некоторых лекарственных средств.

          Комментарий


          • #6
            Re: Институт "Урусвати"

            (продолжение)


            Сложность состава тибетских лекарств, содержащих по тридцать шесть и даже более ингредиентов, затрудняет их приготовление в достаточном количестве, поскольку некоторые компоненты невозможно достать поблизости и их приходится специально завозить из Тибета.

            Мы провели ряд опытов по выращиванию лекарственных растений для получения их в количестве, достаточном для экспериментов. Большая часть этих растений произрастает в альпийском поясе, поэтому нужно было опытным путем выяснить возможность их выращивания на меньших высотах без потери присущих им целебных свойств.

            Помимо изучения тибетской медицины, Институт собирал данные о медицинских традициях и фармакопее прилежащих районов Гималаев. Интересно отметить, что в окрестностях Кулу на удивление мало распространены раковые заболевания. Случаи этой болезни, зарегистрированные местной больницей, очень редки и в отношении к общей численности населения составляют около одной пятисотой части процента. Подобным образом и в Тибете, а также в соседних горных областях - Лахуле, Спити и других - раковые заболевания встречаются очень редко. Хотя, как отмечалось, эта болезнь была известна и описана в древних трудах по тибетской медицине.

            Основываясь на сделанных наблюдениях, естественно предположить, что высокогорье, а также особые свойства местной воды и пищи определенным образом препятствуют распространению этого заболевания. Имеются примеры, свидетельствующие в пользу такого предположения. Я упомяну только один произошедший на наших глазах интересный и показательный случай. Однажды к нам пришел за советом со своей больной женой уроженец равнинной части Индии, лежащей к югу от Гималаев. Описание болезни жены, помимо прочего, указывало на возможный рак груди. Мы велели ему отправить жену на обследование к европейскому врачу и письменное заключение прислать нам. Врач сообщил, что, наряду с давно развивавшейся малярией, пациентка страдала раком левой груди. Поскольку муж поселился в Кулу, то мы посоветовали ему привезти сюда и жену - перемена места часто оказывает благотворное воздействие. Накануне переезда жена направилась за консультацией к местному доктору-индусу, лечившему ее до этого, хотя и без особого успеха. Доктор подтвердил, что перемена места может оказаться полезной, и, в конце концов, муж привез ее в Кулу. Живя тут, она продолжала следовать предписаниям своего доктора-индуса и в течение трех месяцев полностью выздоровела. В связи с этим важно отметить, что доктор, получив сообщение об ее исцелении, предположил, что переезд и свойства местной воды оказали "активизирующее воздействие" на прописанные им лекарства. С тех пор прошло уже два года; болезнь не возвращалась.

            Говоря об эффективности местной медицины, необходимо помнить, что наиболее ценные сведения находятся в руках так называемых йогов, или "святых людей". Но поскольку эти знания выражаются в традиционных понятиях, проверить их очень трудно. К тому же люди, действительно владеющие секретами, никогда не продадут своих знаний и раскроют их только в исключительных случаях.

            Комментарий


            • #7
              Re: Институт "Урусвати"

              (окончание)

              Я помню одно происшествие, когда в деревне у маленького мальчика началась болезнь роговицы глаза, в результате которой он потерял зрение. Однажды через эту деревню проходил йог и дал родителям мальчика лекарство. Он был уверен, что раз болезнь длится меньше семи лет, то мальчик поправится. Как и предсказал йог, довольно скоро мальчик полностью выздоровел. Нам удалось проверить этот рецепт, некоторые ингредиенты которого на первый взгляд казались весьма странными. Однако выяснилось, что он основан на глубоком знании химических взаимодействий между веществами. Как уже говорилось, у местных жителей просто нет иных источников получения химических соединений. В одном из изученных нами рецептов, наряду с другими довольно странными компонентами, упоминался зуб осла, что выглядело курьезно, хотя где еще можно было отыскать лучший источник фосфата кальция?

              Аналогичным образом можно объяснить многое из того, что кажется просто суеверием, но при условии, что мы будем относиться к этому без предвзятости и не забудем, что многие рецепты представляют результат многовековых наблюдений и опытов. Возьмите, к примеру, известные китайские и тибетские лекарства, полученные из не затвердевших рогов оленя (пантов). Эти огромные рога вырастают за очень короткое время, всего за 50-60 дней; их рост тесно связан с брачным периодом в жизни оленей. Восхитительно наблюдать столь интенсивный жизненный процесс. Нет сомнения, что лекарство, сделанное на их основе, окажется чрезвычайно активным средством. Я уверен, что вскоре оно будет принято современной медициной, особенно после разработки точных современных методов его приготовления.

              На этих двух страницах просто невозможно дать полную картину всех работ, проводившихся в "Урусвати". Своими исследованиями мы попытались пролить свет на некоторые все еще неизвестные стороны местной традиционной медицины для того, чтобы сделать их достоянием сокровищницы мировой науки.

              Гималаи.
              Январь, 1935

              -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
              Примечания
              Данная статья перепечатывается из журнала "Ариаварта", начальный выпуск, СПб., 1996. Стр. 122-127. Перевод с английского Петра Крылова. Иллюстрации добавлены редакцией сайта "Живая Этика в мире".

              2.В английском оригинале рукописи Святослава Рериха книга, переведенная П.А. Бадмаевым, названа "Jud-Shi", а для названия книги, переведенной А.М.Позднеевым, оставлен пробел. В исправлениях и подстрочных примечаниях "Jud-Shi" заменена на "Rgyud-Shi", а во втором случае указано монгольское название книги "Дурбэн-ундусун" (Durben-Undusun), с которой и был сделан перевод А.М.Позднеевым. В примечании также указано, что часть "Rgyud-Shi" была переведена Александром Чома де Кереш. Подробнее об истории перевода "Чжуд-ши" см.: Е.Е.Обермиллер. Пути изучения тибетской медицинской литературы / Библиография Востока. 1936. Вып.8-9, с.48-60; Дашиев Д.Б. Предисловие автора перевода / "Чжуд-ши", памятник средневековой тибетской культуры. Новосибирск: Наука, 1988, с.7-21; Грекова Т.И. "Жуд-Ши" в переводе П.А.Бадмаева // Петр Бадмаев. Основы врачебной науки Тибета Жуд-Ши. М.: Наука, 1991, с.XIV-XXIII. (Прим. перевод.).

              источник - http://metaetika.ru/news810

              Комментарий


              • #8
                Re: Институт "Урусвати"

                Вершина современной науки
                Ю.Н.Рерих

                Постижение основных путей развития человечества - это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее. Поэтому археология и связанные с ней науки имеют огромное значение для всех современных исследований.

                В Северном Пенджабе, в Индии, в Урусвати находится Институт гималайских исследований, имеющий тесные связи с американской наукой и помогающий раскрыть секреты древних цивилизаций Центральной Азии. В Урусвати рождается новый тип научного исследования, основанный на археологическом поиске и погружении в естественные науки, который уникально продуктивен и практически не приносит напрасных издержек.

                В Урусвати будут постоянно действовать научные лаборатории, библиотеки и музей, работать исследовательские экспедиции. Всё будет оборудовано для круглогодичного изучения древних культур Востока, для детального знакомства с цивилизацией Гималаев и для ботанических изысканий, которые могут принести успех развитию современного мира.

                Если взглянуть на север - до самого горизонта простираются Гималаи. Если посмотреть на юг - горы постепенно опускаются все ниже и ниже, к долинам Индии.

                В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление. Древняя мудрость - это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока.

                В долине Кулу, в которой расположен Институт "Урусвати", горный воздух пронизан теплым солнцем. Здесь бок о бок существуют разные расы, культуры, языки, религии, искусства и природные явления. Здесь воплощен земной рай, который не подвластен пониманию человека, живущего настоящим моментом, но который раскрывается во всей своей первозданной красоте тому, кто осознает сущность многовекового союза человека и природы. В Азии не так много мест, подобных долине Кулу, - мест, в которых сохранился глубокий след, оставленный прошлым.

                Урусвати - это средоточие Института гималайских исследований, который был основан 12 июля 1928 г. создателями Музея Н. Рериха в Нью-Йорке. В Урусвати идут письма со всех концов мира, и на конверте стоит адрес: "Наггар, Кулу, Северный Пенджаб, Индия". Человек, которому не довелось побывать в долине Кулу, может представить ее как высокий порог, через который надо перешагнуть, чтобы оказаться в Центральной Азии.

                Западная часть долины Кулу примыкает к горам Афганистана. Север соседствует с Кашмиром, а юг и восток лежат рядом с Непалом. На высокогорных плато свирепствуют ветры, воздух так разрежён, что у людей кружится голова, а животные погибают. Нужно приложить очень много усилий, чтобы перебраться через Гималаи и достичь Тибета, Гоби и далекой Монголии. Однако долина Кулу соотносится в нашем сознании не с трудностями и опасностями, а с новыми принципами развития науки и с новой главой в истории человеческого самопознания.

                Комментарий


                • #9
                  Re: Институт "Урусвати"

                  (продолжение)

                  Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку. Научные исследования Запада базируются на культуре Востока, что мы можем увидеть на примере Института гималайских исследований. Наггар - это ядро современной передовой научной мысли. Долина Кулу и ее древние культуры - вот главный итог уникальной Центральноазиатской экспедиции художника и ученого Николая Рериха, которая прошла около 12 000 миль. Глава экспедиции в сопровождении Елены и Юрия Рерихов долгое время проводил исследования в долине Кулу и через 5 лет снова вернулся туда, чтобы основать там Институт гималайских исследований и продолжить научную работу в различных областях. Суть концепции продуктивного метода исследований известна каждому из навещающих этот центр передовой научной мысли, который получил название "Урусвати" - "Утренняя звезда". Урусвати имеет связи со всем научным миром. Главный акцент в науке ставится на археологию, филологию, ботанику, биохимию, астрономию и метеорологию. В научном центре каждый желающий будет иметь возможность круглый год посвящать себя этим дисциплинам. Кроме того, из Урусвати будут регулярно отправляться экспедиции в наиболее интересные места земного шара.

                  Проект Института гималайских исследований был составлен Николаем и Юрием Рерихами. Он предполагал развитие научной мысли в форме конференций, лекций, совещаний и семинаров по двум основным направлениям. Первая линия действия - это археология плюс все науки и искусства, имеющие к ней отношение. Второе направление - это естественные науки плюс практические исследования. Когда библиотека и музей Урусвати будут оборудованы по последнему слову техники, к функции научного центра прибавится учебная программа для желающих. Научные открытия, происходящие в Урусвати, станут известны всему миру благодаря публикациям периодики.

                  Гималаи в течение веков приносили вдохновение как приверженцам индуистской религии, так и буддистам. В уникальной и великолепной долине Кулу выросло множество священных рощ, посвященных 360 богам. Однако долина Кулу - это еще не сердце Гималаев. Средоточие гималайской культуры находилось в Туркестане, где сохранилось множество полуразрушенных городов. Лишь в нескольких древних городах были проведены раскопки, и исследователи смогли обнаружить следы неизвестных доныне языков и скрытой культуры, ибо высокие горы таят в себе множество тайн.

                  Археологические проекты

                  Институт гималайских исследований в первую очередь составил планы относительно работы в Китайском Туркестане. Раскопки будут проводиться в ранее нетронутых местах. Археологи согласовывают свои маршруты с правительствами тех стран, куда они направляются. Гималайский исследовательский институт тесно связан с Индийским археологическим обществом и подписал рабочее соглашение с Археологическим институтом в Америке. Студенты и преподаватели этого института имеют возможность работать в Центральной Азии, в Урусвати.

                  Особенно перспективными ученые считают некоторые места в Северной Индии, такие, как Таксила, Мохенджо-Даро, Хараппа и Наланда. Тибет, как страна в Центральной Азии, хранит в себе множество секретов древней культуры. Урусвати может стать центром изучения тибетской цивилизации. Культура Тибета проникла в долину Кулу, в которой Николай, Елена и Юрий Рерихи основали "Урусвати". Для горных стран смешение культур, языков и национальностей считается абсолютно естественным.

                  Большинство предметов, привезенных из археологических экспедиций, находятся в Урусвати, поскольку теплый климат благоприятствует хранению древних манускриптов. Если их попытаются перенести в другое место, они начнут разрушаться.

                  Комментарий


                  • #10
                    Re: Институт "Урусвати"

                    (продолжение)

                    Этнография

                    Горы Азии скрывают от современной цивилизации древние культуры и религии, в которых этнографы могут найти неисчерпаемые источники для исследования. Чего стоят костюмированные праздники, ритуалы, обычаи и символы, священные рощи и народные предания, которые представляют огромный интерес для любого этнографа! В долине Кулу постоянно ведется изучение фольклора, диалектов, языков и физических особенностей народа, живущего у порога Гималаев.

                    Ботаника и старые медицинские традиции

                    Долина Кулу носит название Серебряной долины. Достаточно посмотреть на серебристые шапки снегов на гималайских вершинах или окинуть взором цветущие деревья долины, словно осыпанные снегом, чтобы понять, что ее недаром назвали таким именем. Обилие воды и вулканическая почва - прекрасные условия для всевозможных трав и кустарников. В долине Кулу можно встретить огромное количество растительных зон - от альпийской до субтропической.

                    В Урусвати растет до 60 видов яблонь, груш и других фруктовых деревьев. Ни одна европейская разновидность не станет приносить столько плодов, сколько приносят деревья в Урусвати.

                    Неудивительно, что в VII в. китайский паломник Сюань Цзан восхищался знаменитыми лекарственными травами Кулу. Они знамениты и поныне. Сборщики трав находят их в изобилии на высокогорных лугах. Современной медицине не мешало бы почерпнуть некоторые знания из древних традиций тибетских лам, собиравших лекарственные травы в долине Кулу.

                    Биохимические исследования

                    Проекты основателей научного центра в Урусвати предполагают планомерное развитие ботаники, физиологии и биохимии на основе традиций древней фармакопеи, что может принести огромную пользу всему человечеству. Современная медицина не имеет понятия о многих древних лекарствах, поэтому ей нужно сотрудничать со старой врачебной техникой Индии и Тибета.

                    Биохимия предполагает изучение древних секретов целительства на современной базе, в условиях прекрасно оборудованной биохимической лаборатории. Лекарственные травы долины Кулу - прекрасный объект для изучения. Выращивание лекарственных растений может быть поставлено на должный уровень. В библиотеке Института гималайских исследований, что размещена в Наггаре и в Нью-Йорке, находится огромное количество трудов по медицине. Их предполагается изучать и публиковать. Исследователям из биохимической лаборатории нужно завязывать контакты с народными целителями и использовать накопленный ими опыт в своих исследованиях.

                    К плантациям лекарственных трав необходимо присоединить и основные плантации, принадлежащие ботанической лаборатории, на которых будут работать исследователи-ботаники. Предполагается заниматься систематическим изучением местной флоры. Заведующим лабораторией будет доктор Вальтер Кольц; он участвовал в экспедиции в Арктику, в национальной географической экспедиции в Гренландию и долгое время преподавал в американском университете штата Мичиган.

                    Комментарий


                    • #11
                      Re: Институт "Урусвати"

                      (окончание)

                      Астрономия и метеорология

                      Программа Отдела естественных наук в Институте гималайских исследований включает в себя строительство астрономической и метеорологической обсерватории, исследования в области физики и астрономии. Экспедиции института будут проводить обширную работу в этой области в тех странах Среднего Востока, с чьими правительствами будет налажена связь.

                      Дополнительные проекты

                      Институт гималайских исследований располагается в двух каменных зданиях на нескольких акрах земли, полученных в дар от Николая Рериха. С просторных веранд открывается великолепный вид на Гималаи. Здесь находятся институтские помещения, библиотека и офис. В этих же зданиях предполагается разместить ботаническую лабораторию.

                      Полная программа института требует затрат в 100 тысяч долларов. Она включает в себя двухлетние исследования и строительство лаборатории, проект которой уже существует. Лабораторию предполагается построить неподалеку от главного здания. Это будет каменный дом из семи комнат, в которых разместятся библиотека для исследователей и сама лаборатория, где будут проводиться различные эксперименты.

                      Для научных работ необходима электрическая энергия, поэтому вода небольшой речки, падающей с высоты 50 футов, будет вращать турбину малой гидроэлектростанции.

                      --------

                      Существование Института гималайских исследований всецело зависит от помощи и поддержки со стороны человечества. Мы рассчитываем, что вы поймете замысел основателей "Урусвати" и будете способствовать выполнению миссии научного центра, который должен принести большую пользу науке и человечеству.

                      Примечания:

                      Текст данной статьи перепечатывается из сборника работ Ю.Н.Рерих "Тибет и центральная Азия", изданного в 1999 году издательским домом "Агни". Оригинал статьи написан на английском языке. Данный перевод на русский язык выполнен В.Росовым.

                      Комментарий


                      Обработка...
                      X