Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Медитация и физическая трансформация мозга

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Медитация и физическая трансформация мозга

    Медитация и физическая трансформация мозга. Часть 1: Таламус

    Эрик Томпсон. Перевод: Попов Александ

    Таламус является одной из ключевых структур в мозге, которые, как было обнаружено, претерпевают физические изменения в результате продолжительной практики медитации. Длительная практика медитации также влияет на префронтальную кору, теменную долю и средние префронтальные зоны, но здесь я сосредоточусь именно на изменениях таламуса и их последствиях.
    Таламус ?—?это структура мозга, пролегающая глубоко в центре мозга и имеет форму, схожую с грецким орехом. Это своеобразная релейная станция, которая проводит всю сенсорную информацию, проходящую через мозг. Итак, независимо от того, являются ли источниками информации наши зрительные нервы, уши, тактильные ощущения, обоняние или вкус, каждый бит информации проходит через таламус. Таламусом опосредуется ощущение того, реально ли что-то или нереально.
    Физические корреляты всех ощущений, мыслей и эмоций сначала каскадом проходят через таламус и только затем идут на обработку в другие части мозга. Даже минимальное повреждение этой важнейшей части мозга может негативно сказаться на работе других его отделов.
    Очень интересен тот факт, что таламус не проводит различий между тем, что внутри нас, и тем, что снаружи. Он присваивает эмоциональное значение не только тому, что мы получаем посредством органов чувств, но также и нашим концепциям Бога и духовности.
    Таламус присваивает эмоциональное значение не только тому, что мы получаем посредством органов чувств, но также и нашим концепциям Бога и духовности
    Так же, как и у новой коры1, или наружного слоя головного мозга, у таламуса есть правая и левая доли. Активность в этих долях обычно симметрична у большинства людей. Учёный Эндрю Ньюберг в своих исследованиях обнаружил, что активность в этих двух долях таламуса у опытных практиков медитации несимметрична, ?—?другими словами одна из этих долей, правая или левая, более активна, чем другая. Более того, данная асимметрия в таламусе наблюдается даже тогда, когда они не медитируют. Это важнейшее эмпирическое наблюдение, ведь оно относится к категории объективных научных доказательств того, что длительная практика медитации по крайней мере коррелирует с глубокими и продолжительными изменениями в мозге (если не является их причиной).
    Согласно одной из интерпретаций этой асимметрии, с помощью постоянной медитации мы начинаем лучше сознавать глубинное ощущение бытия: в собственном переживании мы начинаем осознавать, что мы больше, чем наш ум, больше, чем наш мозг, что есть нечто более глубокое в нас, что не обязательно привязано к телу или уму, и каким-то образом эта наша глубинная часть едина со всем. Асимметрия в таламусе, похоже, является индикатором того, что чем больше мы на своём опыте осознаём это более глубокое чувство бытия, тем больше данное сознавание изменяет нашу физиологию.
    Повторюсь, таламус является посредником нашего ежедневного восприятия мира; но поскольку мы испытываем эту бо?льшую духовную реальность в нашем внутреннем пространстве, это бо?льшее чувство единства, это бо?льшее чувство освобождения и связи с миром во время медитации?—?каждый день на протяжении многих месяцев,?—?что, по всей видимости, происходит, так это бо?льшая активация одной стороны таламуса в сравнении с другой. Из этого следует, что наши интерпретации реальности фактически становятся частью нашей физиологии?—?они де факто трансформируют наш мозг. Наши привычные способы интерпретации реальности имеют тенденцию в той или иной степени физически закрепляться в мозге.
    Чем больше мы на своём медитативном опыте осознаём более глубокое чувство бытия, тем больше данное сознавание изменяет нашу физиологию
    По мере того, как таламус трансформируется под влиянием глубокой медитации на протяжении нескольких лет, он, вероятно, естественным образом начинает передавать осязаемый опыт этой бо?льшей реальности, неважно называем ли мы её Богом; шуньятой, или пустотой (в буддизме); Шивой или Шакти (в индуизме); или Духом; или Первоистоком. Эта бо?льшая реальность становится настолько реальной в нашем опыте, что она буквально трансформирует таламус, вызывая продолжительную асимметрию в активности долей таламуса.
    Словами Ньюберга:
    …чем больше вы концентрируетесь на Боге, тем более реальным будет ощущение Бога. Но это будет не симметрическая «реальность», вместо этого она будет восприниматься «асимметрично» в том смысле, что реальность будет представать отличной от обычного её восприятия.
    По-видимому, после многих лет практики медитации это асимметричное восприятие (например Бога, Духа, пустоты, шуньяты, Шивы или Шакти и т. д.) становится естественным аспектом повседневного опыта, таким же реальным, как и всё остальное, а возможно?—?даже более реальным; из чего и следует вышеупомянутая асимметричная активность.
    В йогических традициях центральная зона, в которой находится таламус, играет важную роль в духовном пробуждении. Многочисленные пучки нервов, исходящих от всех участков тела, поднимаясь по позвоночнику, проходят через таламус, пока не распределятся через мозолистое тело в форме огромного количества нервных волокон, ветвящихся вдоль макушки головы по всей новой коре. Это многообразное разветвление миллионов нейронов отчасти и включает в себя физический кореллят сахасрары, или «коронной» чакры?—?тонкого энергетического центра, также называемого «тысячелепестковым лотосом» в йогической философии.
    Наши привычные способы интерпретации реальности имеют тенденцию в той или иной степени физически закрепляться в мозге
    Вблизи этой центральной зоны, где связки нервных волокон встречаются с таламусом, находятся гипофиз2, гипоталамус, эпифиз3 и третий желудочек головного мозга, известный как «Пещера Брахмы» в крийя-йоге. Одна (или более) из этих центральных зон являлись объектами сосредоточения в различных традициях медитации на протяжении тысячелетий. Эта центральная зона часто ассоциируется с глубокими прозрениями, духовным видением и высшим восприятием. По существу, получив название «третий глаз», она играет столь же важную роль в пробуждении биоэлектрической системы тела, включая и спящую энергию кундалини-шакти в корневом центре, а также сознавание безусловной, растапливающей сердце любви в сердечном центре.
    С точки зрения научных исследований влияния медитации на таламус, мы можем видеть, что различные традиции медитации справедливо придавали большое значение этой центральной зоне как одному из важнейших центров для концентрации во время медитации. Согласно созерцательным традициям, по мере того, как духовная энергия, активированная во время практики медитации, поднимается по тонким энергетическим каналам человеческого тела в эту резонансную центральную область, по истечению некоторого времени у практикующих начинают происходить значительные и устойчивые изменения в восприятии самих себя и мира. И наука, похоже, указывает на тот факт, что эти трансформации возникают как асимметричная активность в таламусе, приходящая с живым и осязаемым опытом бо?льшей свободы и полноты.4
    Читайте продолжение статьи во второй части.
    Примечания

    1. Также в русскоязычной литературе встречается термин «неокортекс» (лат. neocortex) для обозначения новой коры.?—?Прим. ред. ?
    2. Гипофиз (лат. hypophysis) также известен как питуитарная железа, или тело (англ. pituitary gland),?—?особенно в англоязычной литературе.?—?Прим. ред. ?
    3. Эпифиз (лат. epiphysis cerebri) также известен как шишквидная железа, или тело, и в англоязычной литературе как пинеальная железа (англ. pineal gland).?—?Прим. ред. ?
    4. Автор является также и разработчиком рекомендуемых нами нейроволновых и биополевых аудиопрограмм, способствующих закреплению медитативно-созерцательной практики и тренировке мозга и нервной системы.?—?Прим. ред. ?
    Радость есть особая мудрость!

  • #2
    Медитация и физическая трансформация мозга. Часть 2: Левая префронтальная зона и теменная доля

    В данной части текста мы исследуем четыре ключевые структуры мозга, претерпевающие изменения в результате долгосрочной медитации:
    • таламус,
    • левая префронтальная кора,
    • теменная доля,
    • средние префронтальные зоны.
    О значимости изменений, происходящих в таламусе, можно прочитать в первой части текста. Здесь же я буду рассказывать о важности обнаруженных учёными корреляций между долгосрочной медитацией и изменениями как в левой префронтальной коре, так и в теменной доле.
    Левая префронтальная кора

    Левая префронтальная кора?—?это часть вашего мозга, которая находится прямо за лобной костью, по левой части лба, чуть выше левого глаза. Было обнаружено, что у опытных медитаторов имеется бо?льшая степень специфической активности в этой части мозга, чем в мозге людей, которые не практикуют медитацию. Хизер Урри и её коллеги несколько лет назад провели исследование, в результате которого была выявлена корреляция между такой повышенной активностью в левой префронтальной коре и тем, что они определили как «эвдаймоническое благополучие» (eudaimonic well-being). Эвдаймоническое благополучие?—?замысловатый термин, который описывает благополучное состояние, коррелирующее с целенаправленными и методическими формами поведения; с формами поведения, которым характерны вовлечённость в жизнь и движение в направлении положительного переживания жизни и отношения к ней (в противоположность избеганию, или уходу, от жизни). Данные учёные также обнаружили, что повышенная активность левой префронтальной зоны коррелирует с более высокими уровнями спокойствия, чувства равновесия, гармонии и внутреннего благополучия и процветания.
    Повышенная активность левой префронтальной зоны коррелирует с более высокими уровнями спокойствия, чувства равновесия, гармонии и внутреннего благополучия и процветания
    С внутренним благополучием и процветанием соотносится ощущение большей утончённости наших переживаний удовольствий. Нам более не нужно надеяться исключительно на внешнюю стимуляцию для получения удовольствия,?—?мы, к примеру, всё ещё можем наслаждаться внешней стимуляцией, однако наше счастье более не зависит от неё. Возникает ощущение внутреннего удовольствия, внутреннего блаженства, внутренней наполненности, которое соотносится с более высокой активностью левой префронтальной коры.
    Такая повышенная активность левой префронтальной зоны также коррелирует с более позитивными отношениями, владением внешней ситуацией, а также более глубокими личностным ростом, самопринятием, ощущением смысла жизни и своего предназначения. Эта тенденция, следовательно, указывает на то, что медитация связана с развитием частей мозга, позволяющих нам переживать бо?льшую удовлетворённость от нашего внутреннего ощущения своей бытийности?—?своей сущности.
    С более высокой активностью префронтальной коры соотносится ощущение внутреннего блаженство и наполненности жизни
    Теменная доля

    Другое структурное изменение, часто наблюдающееся у опытных медитаторов, заключается в сдвигах в уровне активности теменной доли. Теменная доля помогает опосредовать чувственный компонент отношений между собой и другими. Также она опосредует чувство ориентации в пространстве и того, какую позицию в пространстве занимает наше тело. Когда мы совершаем какую-либо деятельность, вступая в отношения с другими или же выполняя какие-то пространственные когнитивные (или познавательные) задачи,?—?в которых, по определению, требуется познавать пространство и взаимодействовать с ним,?—?наблюдается активность теменных долей обеих сторон мозга.
    Вне медитации

    Ещё мы обнаруживаем, что у опытных медитаторов, практиковавших в течение многих лет, даже в те моменты, когда они непосредственно не практикуют, наблюдается более высокая активность в теменных долях. Согласно одной из интерпретаций данного феномена, такая повышенная активность говорит в пользу того, что глубинные состояния, достигаемые в медитации, укрепляют наши взаимоотношениями с миром и нашу взаимосвязь с духовными измерениями жизни. Так что даже когда мы непосредственно не медитируем, то всё равно переживаем чувство глубокой взаимосвязи?—?с окружающим миром и с той частью нас самих, которая ускользает от каких-либо определений и трансцендирует мир формы. Такое отождествление неосязаемо, но переживается как нечто очень и очень реальное. Чем более мы укореняемся в чувстве своей взаимосвязанности, тем больше подобной уникальной активности регистрируется в теменных долях.
    Повышенная активность в теменной доле?—?свидетельство того, что глубинные медитативные состояния укрепляют нашу взаимосвязь с миром и духовными измерениями жизни
    Другая корреляция, связанная с повышенной активностью теменных долей, заключается в углублении сознания?—?осознанного сознавания, бдительности (alertness) и способности входить в резонанс с мыслями и чувствами других.
    В процессе медитации

    Интересно, что когда опытные медитаторы практикуют очень глубокое медитативное состояние,?—?когда присутствует ощущение единства и недвойственного сознания, где дуализм субъекта и объекта схлопывается и растворяется ощущение своей отделённости от других,?—?этому соответствует сниженная активность теменных долей. Данный всепронизывающий внутренний опыт представляет собой переживание бесконечно расширяющегося пространства, иногда включающее и полное растворение телесного сознавания.
    Так что мы вновь видим, что долгосрочная и продвинутая практика может помогать мозгу удерживать всё более высокие уровни взаимосвязи с миром, которые зачастую приводят к бо?льшим степеням социальной осознанности, внутренней свободы и наполненности жизни.1
    Продолжение следует…
    Библиография

    Davidson RJ, Kabat-Zinn J, Schumacher J, Rosenkranz M, Muller D, Sanotrelli SF et al. (2004). Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation. Psychosomatic Medicine, 65(4), 564?– 570.
    Newberg, A. (2009). How God Changes Your Brain: Breakthrough Findings from a Leading Neuroscientist. New York: Ballentine.
    Shim YS, Kim JS, Shon YM, Chung YA, Ahn KJ, Yang DW. A serial study of regional cerebral blood flow deficits in patients with left anterior thalamic infarction: Anatomical neuropsychology correlates. J Neurol Sci. 2008 Mar 15;266(1?–?2):84?– 91.
    Urry HL, Nitschke JB, Dolski I, Jackson DC, Dalton KM, Mueller CJ et al. (2004). Make a life worth living: Neural correlates of well-being. Psychological Science, 15(6), 367?– 372.
    Радость есть особая мудрость!

    Комментарий


    • #3
      Медитация и физическая трансформация мозга. Часть 3: Средняя префронтальная зона

      Одно из действительно важных структурных изменений, которые происходят в результате долгосрочной практики медитации, наблюдается в средних префронтальных областях мозга. В предыдущих частях я рассказал о том, какие структурные изменения учёные регистрируют в таламусе, левой префронтальной коре и теменной доле. Здесь же мы остановимся на средних префронтальных областях мозга.
      Средняя префронтальная зона

      Чтобы лучше понять, что собой представляют средние префронтальные области, предлагаю сделать следующее: сожмите правую руку в кулак и расположите большой палец внутри кулака (в нашем условном примере это будет моделью мозга). Нижняя часть ладони и кисть?—?это ствол мозга. Большой палец?—?лимбическая система (она представлена всем, что находится в центре мозга, включая и таламус). Пальцы, сжатые вокруг большого пальца, представляют собой внешнюю кору и внешний слой мозга. А два пальца посередине, начиная с ногтей и заканчивая первым межфаланговым суставом,?—?это и есть средние префронтальные области.
      Активность в передней поясной коре изменяется под воздействием медитации,?—?это приводит к улучшению способности к сопереживанию, социальной вовлечённости и эмоциональному равновесию
      Средние префронтальные области также включают в себя зону, находящуюся сразу же за двумя расположенными посередине пальцами?—?прямо за ногтями. Эта очень маленькая часть в центре мозга называется передней поясной корой. Она находится прямо под внешним слоем мозга, в области межбровья. Её местоположение очень интересно, потому что во многих формах медитации, особенно в индуизме, внимание направляется именно на эту зону. Исследования показали, что активность в передней поясной коре изменяется под воздействием медитации, а также, в частности, что данные изменения коррелируют с более высокими уровнями эмпатии (способности к сопереживанию), социальной вовлечённости и эмоционального равновесия.
      Передняя поясная кора

      Сара Лазар и её коллеги провели исследование, в результате которого у долгосрочных медитаторов было обнаружено большее количество серого вещества в определённых зонах мозга по сравнению с начинающими медитаторами и теми людьми, которые не практикуют медитацию вообще. Одной из таких зон была средняя префронтальная область. Тот факт, что в ней было больше серого вещества, по всей видимости, указывает на то, что по мере развития медитаторами своего внутреннего сознавания происходили соответствующие изменения физической природы мозга.
      В средних префронтальных областях есть несколько очень важных функций, которые, по всей вероятности, развиваются благодаря медитации. Основные функции связаны с телесной регуляцией, сонастройкой в процессе общения, эмоциональным баланс и гибкостью реакции (или способностью выдерживать паузу перед действием). Эмоциональный баланс связан с нашей способностью к уравновешиванию лимбической системы, что позволяет нам испытывать чувство эмоциональной связи с другими, теплоту и осмысленность, а также предотвращает ситуации, в которых эмоциональная энергия погружает нас в эмоциональный хаос. Средняя префронтальная зона играет жизненно важную роль в этом процессе, потому что она позволяет нам управлять интенсивностью эмоции.
      Медитация увеличивает количество серого вещества в средней префронтальной зоне, что улучшает телесную регуляцию, эмоциональный баланс и способность выдерживать паузу перед действием
      Эта зона мозга имеет важное значение в управлении интенсивностью страха. Исследования показали, что продвинутые практики медитации и все, кто действительно обучается медитативным практикам, может снижать активность той части мозга, которая связана с переживанием страха. Речь идёт об амигдале (или миндалевидном теле). В процессе медитации зачастую происходит выброс гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), что успокаивает лимбическую систему.
      Обретая в результате медитации способность ко всё большей внимательности, мы оказываемся способны регулировать уровень тревоги, беспокойства и страха, которые управляют нашей жизнью на очень тонком уровне. На самом деле, нам известно, что многие расстройства и заболевания, которыми мы сегодня страдаем, имеют отношение к уровню стресса. Стресс напрямую связан с гиперстимуляцией амигдалы?—?излишней стимуляцией реакции страха.
      Другой важный аспект, который связывают со средними префронтальными областями мозга, это интуиция. Эти области получают входящие сигналы из висцеральных органов?—?сердца, лёгких, кишечника и др. Когда префронтальная зона получает сигналы, исходящие из этих органов, и по мере того, как мы становимся способны ко всё более глубокому осознанию мудрости своего тела и сигналов, которые оно нам посылает, данные сигналы влияют на наши процессы рассудочного принятия решений и реагирования. Углубление нашей связи с телесными сигналами развивает нашу интуицию и мудрость, трансформирует нашу способность к принятию решений?—?и таковая перестаёт ограничиваться только лишь логикой и рассудком, начиная включать более глубокое осознание сигналов, посылаемых телом.
      Углубление связи с телесными сигналами развивает интуицию и мудрость, и принятие решений перестаёт быть только логическим, начиная включать сигналы, посылаемые телом
      Наконец?—?и это не менее важно,?—?значимым аспектом средних префронтальных областей является то, что они, судя по всему, опосредуют нашу способность сознавать собственное сознавание. По мере того, как наше сознавание углубляется в результате долгосрочной медитации, мы развиваем в себе более глубокое присутствие. Активируется свидетельствующее сознание, позволяющее нам «отступить на шаг» от испытаний и суматохи ума и наблюдать за ним?—?свидетельствовать его. Когда мы так делаем, то, согласно снимкам мозговой активности, активность префронтальных зон повышается. Я хотел бы отметить, что именно префронтальные области являются теми частями нашего мозга, которые позволяют нам становиться более человечными. Они опосредуют высшие аспекты человеческого бытия.
      Когда мы практикуем медитацию, то, по сути, активируем нечто вроде исполнительного директора мозга. Можно сказать, что мы включаем и пробуждаем те части мозга, которые действительно отвечают за развёртывание нашего высшего потенциала?—?или, по крайней мере, опосредуют такое развёртывание и способствуют его течению.1
      В медитации мы пробуждаем части мозга, отвечающие за развёртывание нашего высшего потенциала
      Радость есть особая мудрость!

      Комментарий


      Agni-Yoga Top Sites
      Обработка...
      X