Не то, чтобы это было массовым явлением, тем ни менее, но я знаю несколько людей, которые начали заниматься изучением Агни Йоги, но потом перешли полностью в Буддизм. Причем это не были люди-мотыльки, это были люди, обладающие аналитическим умом и достаточно мощным устремлением к духовному развитию.
Тут необходимо сделать оговорку. Строго говоря неправильно отделять Агни Йогу от Буддизма
т.к. "Путь Срединный, Путь Золотой, Путь Огненный и есть Путь Агни-йоги" (Е.Рерих. 19.VIII.39)
(см. тему "Агни-йога как учение Будды"). Я никоим образом не противопоставляю эти Учения. Но я говорю именно об уходе в "официальный" Буддизм с оставлением Агни Йоги. Как не крути, всё же Агни Йога немного иначе расставляет некоторые аспекты согласно требованиям времени явления Учения. Обсуждение этого, однако, составило бы отдельную тему.
Почему это происходит? Поделюсь своими мыслями на этот счёт.
Во-первых, когда начинают изучать Агни Йогу усиленно, то обращаются к тем авторитетам и источникам, на которых во многом она основывается. А среди них не малую долю составляют источники и авторитеты Буддизма. Последователи знакомятся с ними и одновременно, неминуемо, знакомятся и с буддийской культурой, практиками... Наиболее устремлённые всегда идут по пути воплощения заветов на практике, т.е. в жизни каждого дня. Однако на этом пути в случае Агни Йоги они сталкиваются с определёнными трудностями, т.к. Учение хоть и содержит многочисленные прямые практические советы, все же не содержит "законченных формул", которые можно было бы "принять к исполнению" в качестве инструкции. В это же время Буддизм за долгие столетия уже оброс десятками и сотнями различных практик и обрядов, которые остается только понять и "взять, да применять". Причем если сначала практики Буддизма используются в качестве средств для достижения поставленных в Агни Йоге целей (что само по себе не плохо), то позже "втягиваются" и полностью вливаются в "формально-официальный" Буддизм, используя его многочисленные практики, начиная посещать всяческие лекции и ретриты приезжающих тибетских учителей, получая посвящения и т.д. Это как если бы последователь Агни Йоги был христианином (что совсем не исключается с точки зрения Агни Йоги, но исключается с точки зрения РПЦ), а потом ушёл в христианство с полным включением в его обрядовую жизнь... Агни йога при этом уходит на второй план и со временем забывается как красивая, но непрактичная сказка...
Однако одного знакомства с Буддизмом, при всём положительном его богатстве ещё недостаточно для того, чтобы отойти от Агни Йоги. Вторая причина, на мой взгляд, заключается в том, что, несмотря на прочтение Учения, часто писем и других дополнительных источников, такие последователи так и не усвоили сущность и важность Учения. Гонясь за практической реализацией, за средствами, и найдя их в Буддизме, они несоизмеримо забывают о тех аспектах приложения сил, на которые обращает внимание Агни йога, именно на те, что отличают её от ранее данных Учений. Легко, зная одну цель и направленность Учений перейти от одного к другому, однако тогда забвению предаются в таком случае эволюционно отмеченные аспекты,
применяя которые далеко не все буддийские практики будут соответствовать Агни йоге, как Учению, которое нужно практиковать в горниле жизни. Отпадут длительные медитативные практики, а многочасовые практики шаматхи (развития однонаправленного сосредоточения) заменятся устремлением к Образу Учителя (гуру-йогой), практикуемым в жизни без длительного ухода в медитацию...Развитие и совершенствование в действии, а не в медитации, приоритет сердца и т.д.... Не осознав до конца этих тонких нюансов и отличий, по сути не видя существенных различий, человек видит лишь более широкий инструментарий и поэтому делает выбор в пользу последнего.
В-третьих, можно говорить не только о непонимании тонких различий в расстановке эволюционных аспектов Агни йогой, но и о поиске более простого или, вернее, более доступного. Не поняв до конца, не попробовав, они видят выложенным уже готовый к употреблению вариант, снабженный многочисленными комментариями и наставлениями. Да, скорее всего, и Агни Йога придёт к этому со временем, но не будет ли это тем временем, когда уже настанет час дать человечеству новое Учение?... На самом деле, в Учении и письмах Рерихов содержится много сугубо практических советов, которые только на первый взгляд кажутся "общими", "неподробными", "нераскрытыми", но на самом деле рассчитаны именно на практическое применение, в ходе которого и только в ходе которого возникнет определенное понимание, которое сделает доступной обретение следующей ступени опыта, породит те вопросы, которые до этого не возникали и на которые уже есть частично ответы в Учении. Т.е. это как бы метод изложения Учения, когда свободе воли и практике отводится существенное место и только начав её, пусть и с самых простых и казалось бы малозначительных и несущественных советов, происходит формирование сознания в нужном направлении, что открывает двери для обретения следующего и следующего опыта...
Тут необходимо сделать оговорку. Строго говоря неправильно отделять Агни Йогу от Буддизма
т.к. "Путь Срединный, Путь Золотой, Путь Огненный и есть Путь Агни-йоги" (Е.Рерих. 19.VIII.39)
(см. тему "Агни-йога как учение Будды"). Я никоим образом не противопоставляю эти Учения. Но я говорю именно об уходе в "официальный" Буддизм с оставлением Агни Йоги. Как не крути, всё же Агни Йога немного иначе расставляет некоторые аспекты согласно требованиям времени явления Учения. Обсуждение этого, однако, составило бы отдельную тему.
Почему это происходит? Поделюсь своими мыслями на этот счёт.
Во-первых, когда начинают изучать Агни Йогу усиленно, то обращаются к тем авторитетам и источникам, на которых во многом она основывается. А среди них не малую долю составляют источники и авторитеты Буддизма. Последователи знакомятся с ними и одновременно, неминуемо, знакомятся и с буддийской культурой, практиками... Наиболее устремлённые всегда идут по пути воплощения заветов на практике, т.е. в жизни каждого дня. Однако на этом пути в случае Агни Йоги они сталкиваются с определёнными трудностями, т.к. Учение хоть и содержит многочисленные прямые практические советы, все же не содержит "законченных формул", которые можно было бы "принять к исполнению" в качестве инструкции. В это же время Буддизм за долгие столетия уже оброс десятками и сотнями различных практик и обрядов, которые остается только понять и "взять, да применять". Причем если сначала практики Буддизма используются в качестве средств для достижения поставленных в Агни Йоге целей (что само по себе не плохо), то позже "втягиваются" и полностью вливаются в "формально-официальный" Буддизм, используя его многочисленные практики, начиная посещать всяческие лекции и ретриты приезжающих тибетских учителей, получая посвящения и т.д. Это как если бы последователь Агни Йоги был христианином (что совсем не исключается с точки зрения Агни Йоги, но исключается с точки зрения РПЦ), а потом ушёл в христианство с полным включением в его обрядовую жизнь... Агни йога при этом уходит на второй план и со временем забывается как красивая, но непрактичная сказка...
Однако одного знакомства с Буддизмом, при всём положительном его богатстве ещё недостаточно для того, чтобы отойти от Агни Йоги. Вторая причина, на мой взгляд, заключается в том, что, несмотря на прочтение Учения, часто писем и других дополнительных источников, такие последователи так и не усвоили сущность и важность Учения. Гонясь за практической реализацией, за средствами, и найдя их в Буддизме, они несоизмеримо забывают о тех аспектах приложения сил, на которые обращает внимание Агни йога, именно на те, что отличают её от ранее данных Учений. Легко, зная одну цель и направленность Учений перейти от одного к другому, однако тогда забвению предаются в таком случае эволюционно отмеченные аспекты,
применяя которые далеко не все буддийские практики будут соответствовать Агни йоге, как Учению, которое нужно практиковать в горниле жизни. Отпадут длительные медитативные практики, а многочасовые практики шаматхи (развития однонаправленного сосредоточения) заменятся устремлением к Образу Учителя (гуру-йогой), практикуемым в жизни без длительного ухода в медитацию...Развитие и совершенствование в действии, а не в медитации, приоритет сердца и т.д.... Не осознав до конца этих тонких нюансов и отличий, по сути не видя существенных различий, человек видит лишь более широкий инструментарий и поэтому делает выбор в пользу последнего.
В-третьих, можно говорить не только о непонимании тонких различий в расстановке эволюционных аспектов Агни йогой, но и о поиске более простого или, вернее, более доступного. Не поняв до конца, не попробовав, они видят выложенным уже готовый к употреблению вариант, снабженный многочисленными комментариями и наставлениями. Да, скорее всего, и Агни Йога придёт к этому со временем, но не будет ли это тем временем, когда уже настанет час дать человечеству новое Учение?... На самом деле, в Учении и письмах Рерихов содержится много сугубо практических советов, которые только на первый взгляд кажутся "общими", "неподробными", "нераскрытыми", но на самом деле рассчитаны именно на практическое применение, в ходе которого и только в ходе которого возникнет определенное понимание, которое сделает доступной обретение следующей ступени опыта, породит те вопросы, которые до этого не возникали и на которые уже есть частично ответы в Учении. Т.е. это как бы метод изложения Учения, когда свободе воли и практике отводится существенное место и только начав её, пусть и с самых простых и казалось бы малозначительных и несущественных советов, происходит формирование сознания в нужном направлении, что открывает двери для обретения следующего и следующего опыта...
Комментарий