Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Агни Йога и Теософия

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Агни Йога и Теософия

    Сообщение от mika_il
    Как они понимаются и объясняются в теософии. Есть небольшая разница между теософией и агни йогой. В первой затрагивается очень большой пласт оккультных (скрытых) истин, вторая следует пути научного познавания. Делится раскрытым сокрытым я не могу - это либо Ваша собственная практика, либо просто не Ваш путь. А говорить от АЙ у меня нет морального права.
    «Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите — каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает "Тайную Доктрину" Блаватской» ("Мир Огненный" ).
    В моём понимании "Тайная Доктрина" Блаватской есть по большому счёту теоретический базис учения Живой Этики (которым, к сожалению далеко не все последователи владеют). Для меня именно соотносятся они, если говорить в общем, отвлеченно, как теоретическая и практическая части. Несомненно практическая часть была и в работах Блаватской, но ей, согласитесь, уделялась в общем объеме мизерная часть. Сама Елена Петровна прекрасно понимала это пусть и условное, но всё же разделение и выделяла из "Теософии" "Практическую Теософию". Вот именно продолжением, кульминацией этой "Практической Теософии" и является Агни Йога.
    Радость есть особая мудрость!

  • #2
    Сообщение от Кайвасату
    «Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите — каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает "Тайную Доктрину" Блаватской» ("Мир Огненный" ).
    В моём понимании "Тайная Доктрина" Блаватской есть по большому счёту теоретический базис учения Живой Этики (которым, к сожалению далеко не все последователи владеют). Для меня именно соотносятся они, если говорить в общем, отвлеченно, как теоретическая и практическая части. Несомненно практическая часть была и в работах Блаватской, но ей, согласитесь, уделялась в общем объеме мизерная часть. Сама Елена Петровна прекрасно понимала это пусть и условное, но всё же разделение и выделяла из "Теософии" "Практическую Теософию". Вот именно продолжением, кульминацией этой "Практической Теософии" и является Агни Йога.
    Тоже поделюсь своим пониманием. Некоторыми моментами. Если память не изменяет, где-то на страницах "ТД" содержится что-то типа пророчества - в следующем веке вновь будет явлена миру возможность общения с Духами-наставниками, упоминаемыми в этой книге. А где-то на страницах Тетрадей Рерихов есть что-то вроде - ваша миссия явить утверждаемое в "ТД". Конечно же я считаю, что Агни Йога есть кульминация Учения в переходное время мировых периодов (циклов) и имеет непосредственную связь с Теософией. Только я не связую их с разделением на теоретическую (подготовительную) и практическую (прикладную) части. Я против разделения человечества по признаку веру, я - за согласие человечества на принципах разума и взаимопонимания. Поэтому я ищу синтез т.с. более культурный, нежели религиозно-мистический. Тогда возможность согласия будет наибольшей, а случаи разделения станут единичными.

    Я понимаю и отдаю отчет, что никакое Учение, принесенное свыше, в буквальном значении этих слов полного единодушия не принесет никогда. Примеры всех религий демонстрируют несостоятельность этой буквальной трактовки. Более того, чудовищные дела и злодеяния, творимые в результате подобного деления по признаку веры, не могут быть оправданы никакими духовными устремлениями и никакой особой богоизбранностью. Это как у классика - всё благополучие мира не стоит одной слезинки ребенка. Приятие подобного есть весьма тяжкий груз - ведь это понимание приходится нести по сути едва не в одиночку и единственное кажущееся подспорье - это масса надломленных и разочарованных душ и некое количество воинствующих нигилистов, которые не против чего-то конкретно, а потому что в самом элементе вечного несогласие пытается утвердить свою индивидуальность. Вот эта тяжесть заставляет несколько переосмысленно вернуться к тому, что где-то и когда-то говорилось о Старейшей Ложе, о Её добровольной миссии и о её Работниках. Я считаю, что Учения никогда не приносилось с других планет в буквальном смысле. То, что Будда есть человек другого Планетарного Круга, это утверждение предпосылает мысль, что он опередил в своем развитии обычное человечества более чем на эпоху. То же понимание я предпосылаю к утверждениям типа - высокие венерианские духи воплотились среди земного человечества и принесли ему свет Учения.

    Т.е. Учение принесено свыше не откуда-то с Венеры, а человеческие сознания, соответствующие в своем развитии некому мировому периоду, названному ли "венерианским", либо завуалированно утверждаемому как находящемуся под управлением Венеры ("священной", но не астрономической планеты) сформулировали основы и определили метод, по которому человечество могло бы развиваться. В Агни Йоге есть замечательные строки - Кто-то думает, что точное знание будет венцом мысли. Но вернее сказать, что увенчает мысль Легенда. В легенде сложится смысл созидательной энергии и в сжатой формуле выразятся чаяния и достижения.

    Автор "ТД" кажется нигде и никогда не утверждала, что материал её труда есть истина в её буквальном толковании. Поправьте меня, если я не прав. Наоборот, её труд преподнесен как синтез науки, религии и философии и в примечании значатся два "ключа", которыми закрыт и открываем материал. Один из них символический. Проблема наша "просвещенного" века в том, что он мечется между двумя крайностями - скептицизмом и суеверием. Поэтому для части атеистической "ТД" есть сбор небылиц и "умысел автора", а для части неискушенной - новобиблейское "откровение", где ни в одной букве нельзя сомневаться без воздаяния утраты своей бессмертной части. Что само по себе нонсенс, поскольку бессмертное не может быть уничтожено. Тем не менее, этот страх перед сомнением, перед возможной утратой заставляет нас цепляться за написанное, утверждать "безопасное" понимание, и вот уже символы и аллегории вместо того, чтобы вести наше сознание "вглубь" и "ввысь", преображаются в мыслеформы, энергетические сущности, связанные кармой и психическими токами с нами, их создателями. И осознавая движение этих токов и чье-то постоянное незримое присутствие подле себя, найти силы сделать усилие над собой, освободить разум, отказаться от кажущеся достигнутого - для нас уже кажется равносильным самоуничтожению. Но... опять же - бессмертное не гибнет, а имеющее страх смерти не причастно жизни вечной.

    "Тайная Доктрина" есть сборный материал разных времен и народов, т.е. культурное наследие человечества. Самое ценное, что посчитала Ложа, в очередной раз было собрано в дар и предложено человечеству для выбора. Каждый волен взять столько, сколько пожелает, но пользу принесет только то, что возможно вместить. В попытках увязать между собой АЙ и Теософию (без намеков и личного) мне как правило видится попытка забрать абсолютно всё. Что-то вроде "вместить не могу, но не пропадать же добру". И как правило вместо "стыка" этих двух у их последователей получается некий "ералаш", в котором всё беспорядочно сваливается в одну кучу. При общении мысли смешанно скачут, там, где требуется Знамя Мира, хватается подвернувшийся под руку Меч, а там, где необходим Щит для спасения человека в ход идет Евангелие и т.п.

    Это именно вопрос культуры. Культуры мышления, культуры сознания, культуры служения. Так вот, на мой взгляд, Рерихи оказались самыми достойными "наследниками", которые сумели сделать верный выбор и дар принес свои полезные плоды. Если "ТД" это дар культурного наследия, то "АЙ" - это своевременный метод употребления "наследства" для всеобщего блага. Старый материал преобразован в актуальную форму. Содержание кульминирует в форме. А "линия человечности" - это последовательное следование целям и задачам (миссии) Ложи. Т.е. кульминация также и по праву преемственности. Наследник оказался вполне законным, можно сказать. В отличие от некоторых других, которые также подвизались и, нет сомнения, еще не единожды объявятся.

    Теософия не буквально Божественная Мудрость. Буквально она Обожествляющая Мудрость. Она следует методу оккультного пути (поиска смысла, наделения смыслом, раскрытия) и бесчисленной чередой проб, ошибок, заблуждений и откровений выявляет практический опыт и, надо полагать, некоторые специфические способности. Христос теософа это его собственный оккультный (скрытый внутри него самого) принцип. В процессе практического пути теософ должен найти, определить и выявить силу этого принципа в объективное действие. Т.е. обрести, узнать и исповедать Христа. Перед другими людьми. И теософский материал, настоятельно сопровождается подчеркиванием важности практического развития альтруизма.
    Христос агни йога - Эгрегор Единого Человечества, облаченный в высокий человеческий образ. Это Христос зовёт: "Вы - это Я, Я - вы". Агни йог тоже должен обрести, узнать и исповедать Христа. Он идет на Зов, он приходит в прекрасный Сад, где учится красоте, и он строит Общину. Истинную церковь и "братство во Христе". В Единстве. "Знающий ищет.Ищущий находит.Нашедший радуется легкости овладения.А овладевший поет песнь радости."
    Вот песни радости агни йога зачастую напоминают крики боли и отчаяния теософа. Настоятельно бы рекомендовал не пытаться идти всеми путями сразу, да кто ж послушает? Да и сам был таким еще совсем недавно... Недавно, а кажется, что уже в жизни прошлой.

    Моё понимание - как и сказал - опыт моих ошибок и заблуждений. Касание Рерихов - моя победа, над ошибками и заблуждениями. Многое смог увидеть и понять, не проходя дальше даже просто притвора. Истинно для меня, на остальном - не буду настаивать. Ложь, глупости, искажения?.. я лишь человек...
    И всё-таки они подойдут и скажут: "Вы поклоняетесь призраку". Вы же ответите: "Не знаем призраков, но за Нашей Корпорацией стоят 77 членов, и мы знаем все наставления". (с)

    Комментарий


    • #3
      Сообщение от mika_il
      Тоже поделюсь своим пониманием. Некоторыми моментами....
      Благодарим!

      Комментарий


      • #4
        Михаил, Вы не против, если я немного подискутирую с Вами на эту тему?
        Сообщение от mika_il
        Конечно же я считаю, что Агни Йога есть кульминация Учения в переходное время мировых периодов (циклов) и имеет непосредственную связь с Теософией. Только я не связую их с разделением на теоретическую (подготовительную) и практическую (прикладную) части.
        Под теоретической я не имею в виду (подготовительную, разве что отчасти).
        Но как бы там ни было, сама Блаватская, как я уже сказал, выделяла отдельно именно "практическую теософию". Приведу выдержку:
        Е. П. Блаватская "ПРАКТИЧЕСКИЙ ОККУЛЬТИЗМ"
        ___________
        ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ ИЗУЧАЮЩИМ

        Как показывают полученные нами в этом месяце письма, есть много людей, ищущих практического руководства по оккультизму. Становится необходимым поэтому установить раз и навсегда:

        а) существенное различие между теоретическим и практическим оккультизмом, или тем, что известно как теософия, с одной стороны, — и оккультной наукой с другой;

        б) характер трудностей, сопровождающих изучение последней.

        Теософом стать нетрудно. Любой человек средних умственных способностей и склонный к метафизике; ведущий чистый, неэгоистичный образ жизни и находящий больше радости в помощи ближнему, чем в получении помощи самому; кто всегда готов поступиться своими удовольствиями ради блага других; кто любит Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не из-за выгод, которые они могут принести, — тот теософ.

        Но совсем другое дело — вступить на путь, ведущий к знанию того, какое действие — благо, к правильному разграничению добра и зла: путь, приводящий человека к овладению силой, посредством которой он способен творить добро, какое пожелает, часто внешне даже не пошевельнув при этом пальцем.

        Кроме того, изучающий должен быть ознакомлен с ещё одним важным обстоятельством. А именно — знать о той огромной, почти беспредельной ответственности, которую учитель принимает на себя ради ученика. От гуру Востока, которые учат открыто или тайно, и до немногих каббалистов в западных странах, которые отваживаются преподавать своим ученикам начатки Священной Науки, — причем эти западные иерофанты сами не ведают той опасности, которой они подвергаются, — все такие "учителя" до единого подчинены одному и тому же непреложному закону. С момента, когда он действительно начинает обучение, с того мгновения, как он наделяет своего ученика любой силой — психической, ментальной или физической, — он берет на себя все грехи этого ученика, связанные с оккультными науками, совершённые через действие или бездействие, вплоть до того момента, когда посвящение превратит ученика в Учителя и сделает его ответственным в свою очередь. Существует непонятное и загадочное религиозное правило, глубоко чтимое и соблюдаемое в греческой церкви, полузабытое в католической и полностью исчезнувшее в протестанской церкви. Его происхождение относится к временам раннего христианства, и оно имеет свою основу в только что изложенном законе, символом и выражением которого оно явилось. Это — догмат абсолютной святости отношений между крестными родителями (отцом и матерью) новорожденного.* Они молчаливо берут на себя все грехи новоокрещенного дитя (помазанного как при посвящении — таинство воистину!) — до того дня, когда ребенок становится ответственным существом, знающим, что есть добро и зло. Таким образом понятно, почему "Учителя" так сдержанны и почему "чела" должны пройти семилетнее испытание, чтобы доказать свою пригодность и развить качества, необходимые для безопасности как Учителя, так и ученика.

        Оккультизм не есть магия. Сравнительно легко научиться хитрости заклинаний и методам использования тонких, но всё же материальных сил физической природы; энергии животной души в человеке пробуждаются быстро; силы, которые могут быть вызваны к действию его любовью, ненавистью, страстями, развиваются без труда. Но это черная магия — колдовство. Ибо это мотив, и только мотив, превращает любое применение силы в черную, зловредную — или белую, благотворную магию. Невозможно применить духовные силы тому, в ком осталась хоть малейшая примесь эгоизма, ибо, если намерение не совершенно чистое, духовное превращается в психическое, воля действует на астральном плане, и может произвести ужасные следствия. Силы и энергии животной природы могут в равной степени быть использованы как эгоистичными и мстительными, так и бескорыстными и всепрощающими натурами; силы же и энергии духа служат только тем, кто в сердце своем совершенно чист, — и это есть БОЖЕСТВЕННАЯ МАГИЯ.

        Какие же условия требуются, чтобы приступить к изучению "Divina Sapientia"? Ибо да будет известно, что для такого наставления нет никакой возможности, пока не исполнены эти определенные условия и если ученик не придерживается их неукоснительно в течение всех лет обучения. Это — непременное условие. Человек не может плыть, не войдя в глубокую воду. Птица не взлетит, пока у нее не выросли крылья, пока перед ней не раскрылось пространство и она мужественно не вверит себя воздуху. Человек, желающий владеть обоюдоострым мечом, должен в совершенстве овладеть тупым оружием, если он не хочет при первой же попытке поранить себя или, что еще хуже, других.

        Для того, чтобы дать приблизительное представление об условиях, только при наличии которых изучение Божественной Мудрости может быть предпринято без риска, то есть без опасности, что Божественная магия уступит место черной, приводим страницу из "закрытого устава", которым снабжен каждый наставник на Востоке. Следующие несколько отрывков отобраны из большого числа и поясняются в квадратных скобках.
        Я против разделения человечества по признаку веру, я - за согласие человечества на принципах разума и взаимопонимания.
        А при чём тут вера?
        Думаю, что с практической точки зрения принципа разума и взаимного понимания недостаточно для возникновения согласия между людьми. Можно прекрасно понимать другого, быть разумным и извлекать разумную выгоду для себя из знания интересов другого... Согласие возникает тесное лишь по принципу сердечной близости.

        Поэтому я ищу синтез т.с. более культурный, нежели религиозно-мистический. Тогда возможность согласия будет наибольшей, а случаи разделения станут единичными.
        Нельзя объединить форму при разной сущности. Можно пробовать, но закончится плачевно. Именно понимание и единство в сущности с другой стороны может помочь избежать разногласий в формах. Как культурных, так и религиозно-мистических...

        Это как у классика - всё благополучие мира не стоит одной слезинки ребенка.
        А я вот не уверен, что принимаю истинность данного утверждения.


        Я считаю, что Учения никогда не приносилось с других планет в буквальном смысле. То, что Будда есть человек другого Планетарного Круга, это утверждение предпосылает мысль, что он опередил в своем развитии обычное человечества более чем на эпоху. То же понимание я предпосылаю к утверждениям типа - высокие венерианские духи воплотились среди земного человечества и принесли ему свет Учения.

        Т.е. Учение принесено свыше не откуда-то с Венеры, а человеческие сознания, соответствующие в своем развитии некому мировому периоду, названному ли "венерианским", либо завуалированно утверждаемому как находящемуся под управлением Венеры ("священной", но не астрономической планеты) сформулировали основы и определили метод, по которому человечество могло бы развиваться.
        Планетарный Круг, конечно же более, чем миллионы эпох, но я понял Вашу мысль. Но с ней согласиться не могу. Но я и не слышал о том, что Учение принесено с другой планеты... Разве такое говорили о Теософии или Агни Йоге?
        Другое дело, что Махатмы, давшие оба Учения, действительно пришли с других планет, тех, которые опережают нашу Землю с развитии. Пришли и работают теперь здесь на благо Земли и ей обитателей. И уже здесь ими было дано Учения.
        Венерианцам в нём смысла никакого нет...

        "Мы спасаем достойных людей в минуту опасности. Мы легкими касаниями обращаем внимание искателей. Мы предупреждаем неполезное решение. Мы помогаем творить и содействуем добру. Нужно понять, что Наша работа посвящена знанию. Мы помогаем каждому полезному труженику. Мы не стеснены условными различиями рас и классов. Мы усиленно следим, где блеснет луч самоотверженного подвига. Наш Храм есть Храм Знания. Мы собираем к нему все самое высшее и сберегаем в нем утверждения будущего" (Братство ч.2, 18).
        Агнишватты, Архангелы, Архаты; Великое Белое Братство, Великие Махатмы, Владыки Пламени, Владыки Семи Врат, Дхиан-Коганы, Иерархи Высшие, Кумары, Логосы, Манаса-Путры, Ману, Семь Пламен, Сыны мудрости, Сыны Огня, Сыны Пламени, Элохимы - вот лишь небольшой список тех имен, которыми называются Великие Учителя Шамбалы - духи высочайшего развития, которые прибыли на нашу планету с высших миров ещё в древнейшие времена и до сих пор отдают свои силы ускорению развития человечества"
        http://agni-yoga.net/Guru/7/about_Mahatma.html

        Теософия не буквально Божественная Мудрость. Буквально она Обожествляющая Мудрость. Она следует методу оккультного пути (поиска смысла, наделения смыслом, раскрытия) и бесчисленной чередой проб, ошибок, заблуждений и откровений выявляет практический опыт и, надо полагать, некоторые специфические способности. Христос теософа это его собственный оккультный (скрытый внутри него самого) принцип. В процессе практического пути теософ должен найти, определить и выявить силу этого принципа в объективное действие. Т.е. обрести, узнать и исповедать Христа. Перед другими людьми. И теософский материал, настоятельно сопровождается подчеркиванием важности практического развития альтруизма.
        Христос агни йога - Эгрегор Единого Человечества, облаченный в высокий человеческий образ. Это Христос зовёт: "Вы - это Я, Я - вы". Агни йог тоже должен обрести, узнать и исповедать Христа. Он идет на Зов, он приходит в прекрасный Сад, где учится красоте, и он строит Общину. Истинную церковь и "братство во Христе". В Единстве. "Знающий ищет.Ищущий находит.Нашедший радуется легкости овладения.А овладевший поет песнь радости."
        Вот песни радости агни йога зачастую напоминают крики боли и отчаяния теософа. Настоятельно бы рекомендовал не пытаться идти всеми путями сразу, да кто ж послушает? Да и сам был таким еще совсем недавно... Недавно, а кажется, что уже в жизни прошлой.
        Вы верно выделили один из тех моментов, которые немного отличают (но не до степени противоречия) Агни-Йогу и Теософию. Это превалирование в Тайной Доктрине символизма по сравнению с более предметными понятиями, которыми оперирует Агни Йога. Да, действительно есть такое явление и действительно для некоторых оно является камнем преткновения, пройти за который они не могут. Они принимают символ буквально и тем низводят высокую истину до своего понимания. Есть такая проблема и существовала она все века, в том числе когда на одном из Вселенских соборов образ агнца, лежащего на кресте заменили фигурой распятого конкретного человека... Но я Вам скажу, что я вижу здесь только частную проблему узости не вмещающих сознаний, но никоим образом не расхождение Учений. Наоборот, я бы даже сказал, что это является одним из проявлений того, о чем я говорил ранее - того, что по сравнению с более абстрактной и символической теорией Теософии Агни Йога привносит конкретику практического применения. Здесь нет расхождений или противоречий. Ведь уверен, что Вам не составит труда вместить, что одно и то же явление может быть представлено на разных уровнях выражения и понимания. Так конкретная мать является проявлением Женского Начала. Явление может быть выражено символом, что совершенно не исключает его существования вполне проявленных формах на другом, боле грубом уровне. Так есть Троица (Тримурти и др.), а есть в религиозной истории конкретные проявления её представителей (Иисус, Кришна..). Христос с одной стороны есть символически Логос, Сын Отца, с другой вполне конкретная историческая личность. С другой стороны биографии Сынов Света обычно именно символичны, чем отражают реальные события... Потом ветхого завета каббалисты трактуют как однозначный символизм, что, тем ни менее, не мешает ему быть описанием и конкретного исторического события... Одно не исключает другого - вот о чем я. Символ и его проявление не искючают друг-друга.
        В отношении Тайной Доктрины и Агни Йоги этот вопрос наиболее остро схлестнулся и вызвал споры среди не вмещающих сознаний по теме существования дьявола. Полный символизм у Блаватской и наличие конкретной сущности в описании Е.Рерих. НО это "противоречие" вполне себе устраняется вышеописанным образом путём вмещения в сознании символизма с его проявлением.
        http://www.agni-yoga.net/vbulletin/s...ull=1#post2994
        http://forum.roerich.info/showpost.p...1&postcount=22
        http://forum.roerich.info/showpost.p...1&postcount=64
        Помнится на тему "Существует ли зло?" мы с Борисом давно уже разговаривали.
        Радость есть особая мудрость!

        Комментарий


        Agni-Yoga Top Sites
        Обработка...
        X