АГНИ - ЙОГА  В  ВОПРОСАХ  И  ОТВЕТАХ


 
Вопросы и ответы об Учении от последователей Агни-Йоги:  
 

Является ли Агни-йога религией?

     На сегодняшний день многие дают как однозначно положительный, так и однозначно отрицательный ответ на этот вопрос. Хотя последних, скорее, всё же больше. Возможно, это объясняется позицией, активно пропагандируемой Международным центром Рерихов и его приверженцами в лице Международного союза рериховских организаций, о том, что Агни-йога не имеет никакого отношения к религии и является исключительно нравственно-философским учением. Не смотря на то, что деятельность указанных организаций действительно не относится к религиозной, они смело распространяют этот тезис и на само Учение. Тем ни менее, совсем не лишним будет рассмотреть вопрос о том, является ли Учение Агни-йоги религией со ссылками на первоисточники.

     Рассмотрим аргументацию обеих позиций. Для начала уделим немного внимания освещению позиции МЦР. В качестве одного из примеров можно привести слова с сайта МЦР: «В частности «Живая Этика к религии не имеет отношения, а является философской системой. Об этом мы говорили много раз. Но, видимо, нас не хотят понять».

     Подобные заявления делались МЦР неоднократно. Вот в частности слова из письма МЦР Алексию II от 03.02.1995 № 16-1/22, подписанного Президентом МЦР Г.М. Печниковым: «Общеизвестно, что «Живая Этика» не является религиозным учением и никакого отношения к оккультизму не имеет. «Живая Этика» является уникальным произведением, объединившим философскую мысль Востока и Запада, достижения общечеловеческой современной культуры, цивилизации и науки».

     Также в качестве обоснования того, что Агни-йога не является религиозным учением в публикуемом на сайте МЦР заключении (речь идёт о заключении по результатам юридической экспертизы основ деятельности МЦР по состоянию на 4 августа 2000 года, сделанной по заказу МЦР, выводы которой, несмотря на обозначенные рамки экспертизы, были распространены на Учение в целом) приводится ссылка на ст. 6 закона Российской Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в которой приводятся признаки, которые отсутствуют в Учении, в частности, такие как вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

     Однако тут следует отметить три момента. Во-первых, действие закона касается лишь Российской Федерации, в то время как Агни-йога не ограничивается пределами только одной страны. Даже деятельность самого МЦР является международной. Другие же страны имеют иное законодательство. Во-вторых, даже в рамках законодательства Российской Федерации вывод, сделанный в заключении не совсем корректен. Сказано на основании ст. 6 закона, что "Учение Живой Этики... является нерелигиозным учением". Но в ст. 6 закона дано определение не религии или религиозной деятельности, а именно религиозного объединения. Определения же религии в законе вообще не содержится. Так что единственно верным в заключении является только вывод о том, что МЦР не является религиозным объединением, но не что Агни-йога не является религиозным учением. В-третьих, вообще сомнительна объективность определения понятия религии, исходя из определения, закреплённого в законодательстве.

     Но в общем-то аргументация тех, кто не считает Агни-йогу религией, сводится в основном к формулировке некоторых признаков, обычно свойственных религиозным учениям, которые не находят отражения в Агни-йоге. Так говорится, что в Учении нет обрядов, нет храмов, отсутствует вера в высшее божество. Однако на это можно возразить следующее. Во-первых, эти некоторые признаки являются лишь приблизительными и отнюдь не обязательными для того, чтобы их отсутствие говорило о не религиозности учения. Единое общемировое определение понятия "религия" отсутствует, со всеми вытекающими из этого выводами. Для примера Буддизм также не имеет веры в высшее божество, но, тем ни менее, является одной из мировых религий. Во-вторых, публикация дневниковых записей Е.И.Рерих позволяет пролить новый свет на вопросы наличия некоторых из религиозных признаков в Агни-йоге. Так записи позволяют нам судить о том, что хотя многое из написанного и не было реализовано на практике, но у Основателя Агни-йоги явно имелись планы по устройству как минимум нескольких храмов и введению в них служб. Но обратимся непосредственно к записям.

«— Хорошо задание выполняете – задание будущего Царства.
— Счастье пойдет за вами.
— Урусвати, пишу книгу о тебе, о Моей доверенной, явленной, чудной предводительнице Моих Начертаний.
— Ибо тебе первой показал Свой Лик и перстень.
И первая войдешь в Храм Мой.
Первая заложи основание храма у Белой Горы.
Говорю о Высшем порядке, когда жена положит основание Храма Единой Религии. Примите завет Мой молитвенно, ибо Зову построить надежду мира.
— За ринувшимися Силами Господними следуйте, неся Ковчег.
— По звездам пройдите океан.
— Указом Моим откройте сердца людей пустынь.
Увенчайте Храм Мой явлением Света Порученного.
— Дайте, говорит вам явление явленного Христа.
— Дайте, сказать вам в большом Слове, где ничто малое не коснется.
— У ручательства Нашего, Свидетельствую, время близится.
— Потому идите тропою Моею.
— Уготован дом и стол длинный, для всех книг достаточный.
— Жду, предоставь судить Мне.
— Всё сужденное прекрасно» (24-ое октября 1923).

«Так великой предстоит огненно очистить Учение. Именно женскому аспекту Шамбалы Владыки принадлежит это пространственное поручение. Каждое великое предначертание может исполниться, когда сердце и дух огненно объединены. И прозвучит голос великой духовной водительницы. И в час грозный, когда не будет иного пути, огненный закон явит возрождение человечества. Тогда великая жрица Нефрит скажет, как возродится та священная религия, которая даст мощь Новой жизни, ибо великая жрица Нефрит знала, как жертвовать собою, прежде чем предписывать жертвы другим. И закаленный огненный дух жрицы не накладывал их на своих служителей. И закаленное огнем любви сердце явленной вечной спутницы Владыки Шамбалы знает, как сказать Миру о великом наступающем очищении. На всех языках человеческих, на всех языках духа и сердца ты скажешь, великая жрица и жена Владыки Шамбалы.»

«— Мысли о монастыре преждевременны, ибо надо раньше основать монастырь Единой Религии».

«Как залог Х[рама] на Б[елухе], поговорим о его строении. Вначале не надо больших размеров. Материал – дерево или камень. Двери открываются снаружи – внутри двери вдвинуты в стену. Входите в притвор, узкое помещение ведет в главный х[рам]. Свет верхний, стены приготовлены, чтоб постепенно быть украшенными. По бокам два длинных стола для знания. Перед входом переборка раздвижная, уходящая в стену. За ней помещение, как А., полусферическое. Четыре окна, между ними стенные шкафы так, чтобы отодвинутая дверь закрыла бы окно. Шкафы заключают памятные изображения. Посредине А[лтаря] стена, покрыта листом чистого, полированного серебра, которое обычно закрыто белым холстом. В А[лтаре] стоит походный стол, который, когда следует, покрывается лиловой тканью. На него возлагается ковчег и предметы, которые будут указаны. По стенам скамьи характера русско-романского. Этот стиль пригоден.
     По бокам главного помещения справа храм Матери Мира, слева хранилище достижений. Можно в храме Матери Мира применить кедр и кипарис. Можно украсить стены живописью, причем, вспоминая подвиги, можно уделить место птицам и растениям – на картинах. Пол надо укрыть циновками. Надо показать красоту простых материалов, собранных изысканно. Золото и драгоценные камни не нужны. Можно собрать туземные, чистые руды, из них сложим пол. Надо избежать ненужных подвалов, также пыльных чердаков. Остальное принесете руками.
— Можно ли на стенах А[лтаря] поместить изображения Восточных Учитилей?
- Можно. Первый Неведомый Учитель, Моисей, Соломон, Будда, Христос, Магомет и еще один, но когда человеческое сознание расширится. После можно показать всё значение храма, но раньше как храма знания.
— Я вижу храм, посвященный С[вятому] С[ергию].
— Конечно, внизу. Но на семи тысячах футов [2000 м] надо это строение. Лучше небольшой, вместимостью около двухсот человек. Не забудьте музыку.
— Со временем я вижу целый оркестр.
— Конечно. Все же будет создать такой храм. Можно очень легко» (17. IX.1924).

     Вот еще о Храме Матери Мира:
«Пусть Ср. поймёт, что поручение высокое женщин явлено должно быть женщиною, ибо в храме Матери Мира должна быть женщина.
-Где будет этот храм?
-Соединён с храмом Духа легко решить архитекторам.
     Явление Матери Мира создаст единение женщин. Именно теперь задача создать духовно-царственное положение женщине. И передача непосредственного сообщения с Высшими Силами женщине нужна как психологический момент. Нужно, чтобы дать практический толчок. Конечно, через новую религию явится необходимое уважение» (14.IV.1924).

      Т.е. речь шла как минимум о трёх храмах: Храме Духа, Храме Матери Мира и небольшом Храме, посвященном Сергию Радонежскому.
        А вот и описание службы:
    
«Радуюсь вам, радуюсь вам, радуюсь вам. Урусвати, страж справедливости, Фуяма, воин явленный, запишите молитву будущего храма:
     "Именем Христа, Именем Будды, Именем Майтрейи, Именем Магомета, Именем Соломона, Именем Великих Учителей и Пророков, Именем Братства Земного и Небесного примите желаемое вами не во вред и не в убийство, но в постижение Света. Омываю дух мой чудом подвига и молчанием приму сияние истины".
     Потом читается описание жизни Учителей. Затем следует приношение даров. Каждый приносит лучшее, совершенное делом или мыслью. Затем каждый, не имеющий работу, получает ее. Заканчиваем музыкой и кратким напутствием почерпнуть мужество в духе. После избранные братья произведут выбор даров. Часть их останется в хранилище, остальные раздаются народу.
Относительно изобретений права остаются за автором. Дар художника принимается по согласию духовного голоса.
     Также последнее решение утверждается знаком духа. Разногласие уничтожается знаком свыше. В случае Моего присутствия решаю Я.
     Урусвати понимает значение издания легенд. Уже имеете свое издательство. Легенды Будды тоже можно напечатать. Родная Урусвати, делай как дух знает не ошибешься.
     Будет ли служба Матери Мира?
     Ей будет особая служба и красивая служба каждое 24-е число Наше число" (26.II.1924).

     Теперь же перейдём к первой позиции – позиции тех, кто считает Агни-йогу религией и аргументации этой позиции.
     Владыка постоянно говорил о «новой религии», религии объединяющей все существующие. Если оценить все цитаты в совокупности, исключить их противоречивость, то по ряду признаков можно сделать вывод о том, что под этой самой религией и понимается Агни-йога.

«Нужно явить единение религий»

 «Не берите читателей попа лучше не трогать, о единой религии не говорите, придет время».

 «Я чую желание новое его духа, его тела закончить до врага, до губительного движения в России, также и в Германии, донести чашу нужды новой знания единой религии».

 «Семь знаков вам Дал.
Седьмая ступень, теперь идите до следующей.
Обширна лестница, но, нося знак построения Храма и имея башню щитов, не трудно идти.
Щит Единой Религии.
Щит Моего Имени.
Щит Явления Учения.
Щит Храма.
Щит Служения.
Щит Победы.
Щит Тайны Красоты.
До явления Моего дойдете, касаясь щитов.
Ковчег Камня поможет вам сосредоточиться.
Знак Единой Религии укрепит глаз ваш.
Знак Моего Имени напомнит о радости.
Знак Учения поведет к размышлению.
Знак Победы и Храма напомнит о труде.
Знак Служения доведет молодых до порога.
В утренние часы трудитесь, вечером радуйтесь Именем Моим.
В Новый путь».

     Очень показательными, на мой взгляд, являются следующие слова Владыки:
    
«Урусвати, Тара Новой Религии, принеси камень основания».

      Следующие две цитаты говорят о том, что речь не о будущем, но о современном Рерих времени:
     
«Закончим начатое вчера…. Первое условие религии должно дать практическое решение жизни. Воздаяние небесное отвлечено, надо приблизить воздаяние на Земле. Народ может понять сейчас ощущаемое, миру доступное чудо обновления возможностей. Отсюда Рука Незримого Друга или меч острый. И, помня немедленное явление полезности возмещения, народ найдет новую тропу ко Храму. Просить Божество не надо. Надо самому себе принести лучшее дело» (4.III.1924)
     «Вы видите необыкновенные скорые повороты планет к новому строению. На ваших глазах изменяются целые организмы, и план получает неслыханное ускорение. При количестве противодействий результат неожиданный. К тому же из жизни убраны так называемые чудеса, и понимание новой религии развивается в народе. Смута, конечно, велика, и даже лучшему духовному сознанию тяжко, но факт ускорения ясен, и в этом Наше спасение. Этот год надо было удержать от столкновения, и он кончается довольно удачно. Также дойдем до следующего достижения» (8. IX.1924).

     В следующем отрывке речь идёт о Духе Урусвати:
    
«Явлю сказание об отважном духе. Давний дух решил принести людям три дара. Первый единение и очищение религий. Второй средину величия женского начала. Третий вооружение человека мощью воздуха. "Как пойдёшь?" спросил Будда. "Смело" ответил дух. По волнам идёт дух. Различает, как бороться за нахождение мощи. Скоро откроется дверь, но отрава прерывает нить. И другая жизнь отдаётся за знание, но сложенные знаки похищены, считай, злым жрецом и не поняты. Но знаки сохранены в сущности твоей и заблестят в час срока.
     Где же единение религий? Раз, два, три, вижу смелые попытки. Последняя служительница стережёт могилу религии до воскресения её». Вот еще несколько слов о новой религии: «Могу шепнуть вам, что ваша готовность Нам явлена среди серебряных волн. Урусвати, шлю тебе привет на земле, где рождалась мысль новой религии» (24. III.1925).

     «Конечно, духовное совершенствование вмещает религии и философии»

    «Человек говорящий, что религия мешает ему познавать, клевещет на религию и тем поносит духа».

     Показательна по отношению к позиции огульного отрицания всякого отношения Агни-йоги к религии косвенно выраженная позиция семьи Рерихов:
     «Ввиду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего всерастлевающего безбожия (которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей догматики, так же как и падения нравственности среди церковных служителей) Н.К., имевший духовным наставником отца Иоанна Кронштадтского, никогда не говорил и не будет говорить против какой-либо религии как таковой или же храмов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма, и сам он только что учредил в Америке еще одну храмину имени Преподобного Сергия в нашем Доме в Нью-Йорке» (из письма Е.И.Рерих В.Е.Гущику от 2 июня 1934).

     В общем-то основной тезис тех, кто считает Агни-йогу религией, это апеллирование к исконному значению этого слова, в котором она становится тождественной понятию йоги.

      Что такое истинная йога в понимании Владыки? Это есть связь с Высшим.
      Читаем:
    
«Часто иоги гордятся своими достижениями, но они забывают, что труженик, растущий в гармонии, будет не меньше, нежели они. То же следует сказать о стремлении к долголетию. Когда оно не вызвано особою задачею, оно может даже противоречить закону Природы. Все природные проявления должны протекать в гармонии, и человек должен прислушиваться к условиям мира, так он поймет, что есть естественная Йога, истинная связь с Высшим» (Братство ч.2, 519).

     «Именно энергия сознательно устремленная может служить, как истинная Йога, связь с Высшим Миром» (Братство ч. 2 ,627).

     «Урусвати также знает, что современная Йога - связь с Высшим должна осуществляться среди обыденности жизни» (Братство ч. 2 ,812).

     «Урусвати знает, почему Йог не отличим по внешности. Люди любят приукрашивать понятие Иога разными символическими особенностями. Но они забывают, что есть Йога. Если Йога есть связь с Высшим, то такое преимущество должно принадлежать каждому человеку. Таким образом Йогическое состояние есть самое естественное, но люди само отклоняются от своего основного назначения» (Братство ч. 2 ,947).

     «Сердце всегда считалось средоточием жизни. Затем люди познали в сердце Йогу Иерархическую, иначе, связь с Высшим» (Сердце, 500).

     Современная наука не определилась точно с этимологией термина «религия». Одни исследователи возводят истоки этого понятия к латинскому слову religio – «совестливость», «благочестие», «благоговение», «святость», «богослужение». Другие - к латинскому глаголу relegere, означающему «вновь собирать», «снова обсуждать», «опять обдумывать», «откладывать на особое употребление». Блаженный Августин считал, что слово «религия» произошло от глагола religere – «воссоединять». Есть и те, кто считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare – «связывать», «соединять».

       Что такое истинная религия в понимании Владыки? Именно тоже связь с Высшим.
       Читаем:
    
«Разве колдовство - осознание будущего? Разве магия - узнавание неизбежного? Каждая религия, как связь с Высшим, находит слова о несказуемом переходе в Мир Тонкий» (Мир Огненный ч. 1, 335).

     «Но если бы даже религия и представители ее проявили жестокость, то это будет не религия, как связь с Высшим Благом! Как же можно представить себе служителя религии жестоким? Он станет врагом добра! Кроме того, он проявит свое невежество даже в Завете религии. Не может добро завещать жестокость!» (Мир Огненный ч.1, 592).

     «Каждая весть должна быть не только благой, но и привлекательной. Можно заметить, что многие молодые люди не следуют путем отцов и матерей. Кроме кармических причин можно усмотреть непривлекательность действий старших. То же самое видно и в положении религий. Религия, как связь с Высшим Миром, должна быть прежде всего привлекательной» (Мир Огненный ч.2, 33).

      Дополним сказанное словами Е.И.Рерих:
    
«Относительно Вашего труда могу сказать, что такая работа не может писаться в спешке. Необходимо собрать достаточный исторический материал и очень обдуманно скомпилировать его. Люди посвящают годы на такие труды, потому не спешите. Правильно, что Вы хотите писать о положительной стороне религии, и такая точка зрения, рядом с осуждением всякого изуверства, должна быть явлена. Именно, следует показать, что есть истинная религия и как в каждой церкви или в ответвлении единой мировой истины можно найти своеобразную красоту, очистив ее от позднейших наслоений и изуверств. Лучше какой бы то ни было храм, нежели совсем без храма. Человек, ни во что не верующий – мертв, ибо жизнь или эволюция может слагаться лишь началом ведущим, которое всегда будет идти впереди сознаний, к нему устремленных. И мы знаем, что устремление есть психическая энергия, которая является энергией всеначальной, или жизнью.
     Религия произошла от слова «религаре», что означает связь, именно связь с Высшим. Потому все искренно стремящиеся по натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой Истины» (Е.И.Рерих - Ф.А.Буцену 26 ноября 1938 г).

      Подытоживая всё вышеизложенное, мы видим, что различие двух вышеупомянутых позиций заключается исключительно в различном понимании понятия «религия». Так те, кто утверждает, что Агни-йога религией не является, в основном понимают под этим религию в современном её понимании, характеризуемом теми признаками, которыми наделены современные нам религиозные течения. Те же, кто считают Агни-йогу религией, понимают религию в истинном и исконном значении этого слова – как связь с Высшим.
     Таким образом, и тезис о том, что Агни-йога является религией, и тезис противоположный являются одновременно верными, но выбор между ними зависит от того, в каком контексте и значении употребляется слово «религия». При этом мы можем сделать однозначный вывод о некорректности и ложности утверждения о том, что Агни-йога не имеет вообще никакого отношения к религии, тем более, когда такое утверждение делается без дополнительных пояснений и оговорок.

     Весь материал по теме можно свести к следующим тезисам:
1. Агни-йога является прежде всего йогой.
2. Йога (Истинная йога) есть связь с Высшим.
3. В Учении термин «религия» используется в как минимум двух значениях:
     а) для описания выродившегося знания, погребённого под множеством внешних наслоений (обрядовость, атрибутика...). В этом случае Учение указывает на недостатки религии и указывает направления Учения, отличные от неё.
     б) для описания религии в её изначальном понимании, также называемом в Учении «истинной религией». В этом смысле религия показана как связь с Высшим и выступает синонимом йоги.
4. Агни-йога является религией в истинном и исконном понимании этого слова.

    Итак, на вопрос о том, является ли Агни-йога религией, мы теперь имеем все основания ответить следующим образом: Агни-йога не является религией в современном понимании этого слова, но определённо является религией в истинном и исконном его значении.

     P.S. Необходимо отметить, что по сути аналогичный ответ давала Е.П.Блаватская на вопрос о том, является ли Теософия религией. Её статья «Является ли Теософия религией?» рекомендуется для прочтения и является прекрасным дополнением к рассмотренной теме.

Кайвасату 08.01.2011

 
   
 

 

Agni-Yoga F.A.Q. 
задать вопрос | обсудить вопрос
<предыдущий вопрос
|
список вопросов | следующий вопрос>

   

   

 
  Agni-Yoga Top Sites ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога Рейтинг@Mail.ru