|
В чем разница между Архатом, Бодхисаттвой и Буддой?
Архат
в переводе с
санскрита(अर्हत्)
означает «достойный»). Этот термин используется как в Индуизме, где он
обозначает занимающегося духовной практикой отшельника, так и в буддизме, где он
обозначает человека, достигшего нирваны и вышедшего из «колеса перерождений», но
не обладающий всеведением Будды. В буддизме Махаяны термин Архат занимает вполне
определенное место. Он обозначает человека, достигшего венца "Малой колесницы"
Буддизма - Хинаяны, достигшего нирваны, вышедшего из колеса сансары, но
достигшего этого всего ради личного освобождения, а не блага всех живых существ.
Когда Архат желает достижения состояния Будды ради блага всех живых существ, то
он становится на путь Бодхисаттвы. Бодхисаттва, таким образом, является
следующей за Архатом ступенью, предшествующей состоянию Будды. Главным отличием
буддийского Архата от Бодхисаттвы является отсутствие у первого мотивации общего
блага.
Бодхисаттва
(санскр.
बोधिसत्त्व
или bodhisattva, пали
bodhisatta,
буквально, «существо, стремящееся к просветлению») , в отличие от Артаха
является исконно буддийским понятием. В Учении употребляется как термин Архат, так и термин
Бодхисаттва. Первый из них употребляется намного чаще последнего и, исходя из
анализа контекста его применения, выходит за рамки понимания понятия Архата в
буддизме. В результате анализа множества высказываний об Архатах в тексте
Учения и записях Е.И.Рерих, можно сделать вывод о том, что термин Архат
употребляется в Учении для обозначения
"посвященного" высокого уровня,
независимо от дальнейших его степеней. При этом Архатство
имеет свои ступени. По большому счету в Учении Архатами могут быть названы и
Бодхисаттвы и даже Будды. Так Сам Владыка Майтрейа, бывший в своё время
Бодхисаттвой и являющийся сейчас Буддой, не стесняется говорить от имени
Учителей "Мы, Архаты..." .
Но не смотря на то, что термин Архат часто
используется в Учении в самом широком смысле, обозначая высоких посвященных,
членов Братства, всё же в письмах Е.И.Рерих мы встречаем указание на то, что
степень Архата строго говоря ниже степени Будды:
" Владыка Майтрейя выше Архата!" (Е.И.Рерих американским сотрудникам 17
декабря 1929 г.). То же касается того, что иногда Будда Майтрейя
называл себя Архатом, то можно объяснить это тем, что степень Будды включает в
себя степень Архата, поэтому Будды безусловно являются Архатами. Вместе с тем, Бодхисаттва не обязательно является Архатом, т.к. Бодхисаттвой может быть назван тот, что вступил на путь Махаяны и принял обеты Бодхисаттвы. При этом такой человек не обязательно является достигшим нирваны, лишь в случае чего он может быть одновременно назван и Архатом.
Если проанализировать качества Архата, излагаемые в Учении, то
можно сделать вывод о том, что понятие Архата Учении соответствует Буддийскому
понятию Бодхисаттвы. В
пользу этого говорят следующие моменты: 1) Архат назван более низким по
отношению к Будде (см. цитату выше) 2) Архат назван мужским эквивалентом Тары:
"Тара богиня, или женский эквивалент Архата" (Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 16 января 1935 г)
3) Архат в Учении неотъемлем от служения Общему Благу.
Всё это в Буддизме соответствует понятию Архата-Бодхисаттвы, т.е. Бодхисаттвы, достигшего нирваны, или же Архата, следующего путем Махаяны.
Таким образом, используемые в Учении термины Архат и Бодхисаттва
фактически являются синонимами. Этот момент нужно учитывать при употреблении
термина Архат, в общении с представителями других учений и религий. Это
требование вытекает из канона "Господом твоим". Как показывают письма
Е.И.Рерих, сама знала о значении понятия
Архата в Буддизме и Индуизме и
даже по этому вопросу просила Клизовского А.И. не писать про Арахатов и
Тар в его книге, т.к. это могло вызвать негодование буддистов и теософов и индуистов.
Поэтому будем внимательны в применении термина Архат при
разговоре представителями других религий.
Вместе с тем следует
учитывать оценивать и практическую полезность данной темы, в соответствии со следующим наставлением:
"Очень советую Вам не слишком интересоваться названиями Посвящений, ведь это ни к чему не ведет. В каждой религиозно-философской школе или Оккультном Братстве существовали свои подразделения или степени и обозначения их. И будьте уверены, что истинные ступени не обозначаются названиями, встречаемыми сейчас в книгах. Если же Вы так уж хотите, то возьмите прекрасные определения ступеней духовного продвижения, данные в Агни Йоге. Ведь есть изучающие оккультизм, которые убеждены, что Солнечное Посвящение происходит на физическом Солнце!!! Все ступени Посвящения в нас самих. Когда ученик готов, он получает Луч Озарения, соответствующий достигнутой им ступени очищения и расширения сознания и огненной трансмутации центров. Но это истинное посвящение не имеет ничего общего с бутафорскими посвящениями в ныне существующих оккультных ложах, в большинстве случаев ставших просто клубами. Для Вашего удовольствия привожу Вам древние Египетские степени Посвящения в их греческих эквивалентах. Первая степень называлась Пастофорис; Вторая Неокорис; Третья степень Меланофорис; Четвертая Кристофорис; Пятая Балахат; Шестая Астрологос; Седьмая Профета, или Сафкнаф Панках. Продвинетесь ли Вы на духовном пути от знания этих условных названий?" (Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 16 января 1935 г).
Кайвасату 27.02.2009
|
|