Одно из корневых понятий в практике Буддизма Махаяны это бодхичитта.
Бодхичитта (от санскр. bodhi — «пробуждение», «просветление»; citta — «психика», «сознание», «ум», «мысль», «намерение», «воля») буквально означает «просветленный ум» или «пробужденное сознание».
Содержание бодхичитты заключается в преисполнении желанием избавления от страданий сансары не только себя, но и всех живых существ.
Это то, чем ученик должен овладеть: осознать необходимость, взрастить и развить.
Бодхичитта приравнивается к высшей драгоценности. Даже несколько минут бодхичитты в день создаёт несравнимо больше заслуг и продвигает на Пути, чем длительные медитации.
Сознание должно дорасти до необходимости развития бодхичитты. Не каждый к этому готов. Обычно этому предшествует осознание собственных грехов.
Бодхичитта в Буддизме по сути аналогична одной из основных заповедей Христа: возлюби ближнего как к самого себя.
На практике бодхичитта слагается из двух компонентов одновременно. С одной стороны это желание помочь всем живым существам избавиться от страданий, с другой - желание самому развиться. Мы не можем помочь всем живым существам, если сами не будем развиваться. Чем больше мы сами изменимся к лучшему, чем более приблизимся к совершенству, тем больше шансов и возможностей мы будем иметь для того, чтобы помочь другим. При этом мы не должны думать, что развитие себя важнее и главнее, чем помощь другим. Желание помочь себе и помочь другим должно быть примерно на одном и том же уровне. При этом желание должно быть абсолютно искренним, иначе это не бодхичитта, а только пародия и подражательство на неё.
Согласно учению Дхармы существует два вида бодхичитты: бодхичитта вдохновения, т.е. намерение и бодхичитта действия, т.е. воплощение намерения в конкретные дела и поступки. Оба вида чрезвычайно благостный для идущего по Пути и второй вид по сути является лишь закономерным следствием и следующей стадией развития бодхичитты первого вида.
Бодхичитта (от санскр. bodhi — «пробуждение», «просветление»; citta — «психика», «сознание», «ум», «мысль», «намерение», «воля») буквально означает «просветленный ум» или «пробужденное сознание».
Содержание бодхичитты заключается в преисполнении желанием избавления от страданий сансары не только себя, но и всех живых существ.
Это то, чем ученик должен овладеть: осознать необходимость, взрастить и развить.
Бодхичитта приравнивается к высшей драгоценности. Даже несколько минут бодхичитты в день создаёт несравнимо больше заслуг и продвигает на Пути, чем длительные медитации.
Сознание должно дорасти до необходимости развития бодхичитты. Не каждый к этому готов. Обычно этому предшествует осознание собственных грехов.
Бодхичитта в Буддизме по сути аналогична одной из основных заповедей Христа: возлюби ближнего как к самого себя.
На практике бодхичитта слагается из двух компонентов одновременно. С одной стороны это желание помочь всем живым существам избавиться от страданий, с другой - желание самому развиться. Мы не можем помочь всем живым существам, если сами не будем развиваться. Чем больше мы сами изменимся к лучшему, чем более приблизимся к совершенству, тем больше шансов и возможностей мы будем иметь для того, чтобы помочь другим. При этом мы не должны думать, что развитие себя важнее и главнее, чем помощь другим. Желание помочь себе и помочь другим должно быть примерно на одном и том же уровне. При этом желание должно быть абсолютно искренним, иначе это не бодхичитта, а только пародия и подражательство на неё.
Согласно учению Дхармы существует два вида бодхичитты: бодхичитта вдохновения, т.е. намерение и бодхичитта действия, т.е. воплощение намерения в конкретные дела и поступки. Оба вида чрезвычайно благостный для идущего по Пути и второй вид по сути является лишь закономерным следствием и следующей стадией развития бодхичитты первого вида.
Комментарий