Изучив множество высказываний об Архатах в Учении и письмах Е.И.Рерих пришел к выводу, что под Архатом понимается "посвященный" высокого уровня, как синоним "члена Братства". Причем аратство имеет свои ступени. Вместе с тем, Архат в Учении соответствует понятию Бодхисаттвы в Буддизме.
В пользу этого говорят следующие моменты:
1) Архат назван более низким по отношению к Будде
2) Архат назван мужским эквивалентом Тары
3) Архат неотъемлем от служения Общему Благу
Всё это в Буддизме соответствует понятию Бодхисаттвы.
Вместе с тем, получается, что в Учении для обозначения одного и того же понятия используются как термин Архат, так и термин Бодхисаттва (последний значительно реже). Но одно не противоречит другому, т.к. все Бодхисаттвы являются Архатами. И даже Владыка, как известно, будучи в прошлом бодхисаттвой и теперь достигший степени Будды, несколько раз называет себя Архатом.
Это следует учитывать при общении с представителями других учений, при применении канона "Господом твоим". Е.И.Рерих, как показывают её письма, сама знала о значении понятия архата в Буддизме и индуизме и даже по этому вопросу просила Клизовского А.И. не писать про арахатов и тар, т.к. это могло вызвать негодование буддистов и теософов и индуистов.
Вместе с тем следует оценивать и практическую полезность данной темы, в соответствии со следующим наставлением:
В пользу этого говорят следующие моменты:
1) Архат назван более низким по отношению к Будде
Владыка Майтрейя выше Архата! (Е.И.Рерих американским сотрудникам 17 декабря 1929 г.)
Тара богиня, или женский эквивалент Архата (Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 16 января 1935 г)
Всё это в Буддизме соответствует понятию Бодхисаттвы.
Вместе с тем, получается, что в Учении для обозначения одного и того же понятия используются как термин Архат, так и термин Бодхисаттва (последний значительно реже). Но одно не противоречит другому, т.к. все Бодхисаттвы являются Архатами. И даже Владыка, как известно, будучи в прошлом бодхисаттвой и теперь достигший степени Будды, несколько раз называет себя Архатом.
Это следует учитывать при общении с представителями других учений, при применении канона "Господом твоим". Е.И.Рерих, как показывают её письма, сама знала о значении понятия архата в Буддизме и индуизме и даже по этому вопросу просила Клизовского А.И. не писать про арахатов и тар, т.к. это могло вызвать негодование буддистов и теософов и индуистов.
Вместе с тем следует оценивать и практическую полезность данной темы, в соответствии со следующим наставлением:
Очень советую Вам не слишком интересоваться названиями Посвящений, ведь это ни к чему не ведет. В каждой религиозно-философской школе или Оккультном Братстве существовали свои подразделения или степени и обозначения их. И будьте уверены, что истинные ступени не обозначаются названиями, встречаемыми сейчас в книгах. Если же Вы так уж хотите, то возьмите прекрасные определения ступеней духовного продвижения, данные в Агни Йоге. Ведь есть изучающие оккультизм, которые убеждены, что Солнечное Посвящение происходит на физическом Солнце!!! Все ступени Посвящения в нас самих. Когда ученик готов, он получает Луч Озарения, соответствующий достигнутой им ступени очищения и расширения сознания и огненной трансмутации центров. Но это истинное посвящение не имеет ничего общего с бутафорскими посвящениями в ныне существующих оккультных ложах, в большинстве случаев ставших просто клубами. Для Вашего удовольствия привожу Вам древние Египетские степени Посвящения в их греческих эквивалентах. Первая степень называлась Пастофорис; Вторая Неокорис; Третья степень Меланофорис; Четвертая Кристофорис; Пятая Балахат; Шестая Астрологос; Седьмая Профета, или Сафкнаф Панках. Продвинетесь ли Вы на духовном пути от знания этих условных названий? (Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 16 января 1935 г).
Комментарий