Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Приоритет внутреннего намерения над внешним деянием

Свернуть
Это закреплённая тема.
X
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Приоритет внутреннего намерения над внешним деянием

    Приоритет внутреннего намерения над внешним деянием.



    Все религии предписывают своим последователям определенный образ поведения: совершение одних действий и воздержание от действий других. Разберем вопрос о том, что же понимается под действием как таковым и по какому критерию действия оцениваются как позитивные или негативные.

    Посмотрим, что по этому поводу говорит Христианство. Для исследования этого вопроса обратимся к работам православного святителя и чудотворца Тихона Задонского:

    «Всякое дело человеческое не по внешнему, но по внутреннему состоянию и намерению судится. Часто бо внешнее дело у того и у другаго едино бывает; но внутреннее расположение и намерение различно может быть. Напр. Един судия не приемлет мзды, и другой не приемлет; первый ради того не приемлет, что указы монаршие казнию грозят, а брал бы, когда бы того не было; другий не берет ради того, чтобы бога не прогневать преступлением заповеди его святой: сей истинный немздоимец, доброе и богобоящееся сердце имеет; а оный хотя руками не приемлет мзды, но сердцем принимает, и потому как мздоимец судится; ибо страх человеческий имеет, а не Божий; человека боится, а не Бога, и для того злое и неверное сердце имеет... Так и в прочем по состоянию сердечному судится всякое дело, или злое или доброе, о чем всяк в своей совести извествуется, - якоже сие и от святаго писания видим. Каин и Авель приносили жертву Богу; но «призре Бог на Авеля и на дары его, на Каина же и на дары не внят» (быт. 4, 4-5). Мытарь и фарисей молилися в церкви богу; но мытарь «принят», а фарисей «отвержен» (лк. 18, 14)... Тако по внутреннему состоянию сердечному судится пред Богом всякое дело. И хотя дело внешнее кажется быть доброе, но от намерения недобраго и непотребнаго происходящее пред богом судится за непотребное. Намерение бо есть, как основание, на котором дело назидается. И какое намерение, такое и дело: ежели доброе намерение, доброе дело; ежели злое намерение, злое и дело есть совершаемое» (2:121-123)*1
    «Бог не на внешние дела смотрит, но на сердце человеческое, от какого сердца и на какий конец дела творятся, и так по тому и судит» (5:112).
    «Не все то доброе дело, что очесам человеческим кажется доброе быть. Доброе дело от доброго конца быть судится. Почему, хотя и добро делается, но не на добрый конец, доброе быть не может. Творят часто и лицемеры добрыя свои дела; часто молятся, воздыхают, еще и плачут, дают обильные милостыни, показуют знаки смирения, облекаются в рубища, преклоняют главы свои, тихо говорят, грешниками себя называют и, по видимому образу, благочестие показуют: но «силы его отвергаются». Ибо творят дела свои, да «видимы будут от человек»; почему дела их отвергаются от бога, который сердце и намерение всякого знает, и по тому всякое дело судит. Сего ради, тое только дело доброе, подлинно доброе, которое добре делается. Добре же делается тогда, когда от веры и на добрый конец делается» (2:369-370).
    Ту же позицию высказывает в своих работах Фома Кемпийский:

    «Человек рассуждает о делах, Бог испытует намерение»*2.
    Из вышеприведенных цитат со всей очевидностью следует, что не само действие в Христианстве имеет значение, но намерение, которое кладется в основу этого действия. Именно по намерению и следует судить о позитивности или негативности поступка.
    Так же мысль была заложена ещё в Ветхом Завете. По законам, действовавшим в те времена, за убийство полагалось карать смертью, однако во «Второзаконии» (глава 19) мы встречаем указание Господа создать три города, куда бы могли убегать убийцы, хотя и причинившие смерть, но совершившие это ненамеренно, т.е. не имевшие такого намерения. Такие считались невинными. Если же обнаруживалась вина их в содеянном, то должны были быть переданы родственникам погибшего на смерть. Таким образом, оценка их деяния напрямую зависела от наличия или отсутствия умысла, т.е. их внутреннего намерения.

    В нагорной проповеди Христос говорит:

    «Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят» (Евангелие от Матфея, 5:8).
    В Новом Завете Христос так же учит приоритету мысли над выражающим её действием, говоря:

    «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Евангелие от Луки, 5:27-28).
    Говоря о творении добрых дел, в первую очередь акцент ставится на внутреннее намерение, а не на само деяние, хотя бы и доброе по форме. Даже доброе деяние, такое как раздача милостыни или молитва, совершенные с дурным намерением, не дают никакой заслуги перед Господом. Иисус в Евангелии порицает подобные деяния:
    «1 смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от отца вашего небесного.
    2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
    3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
    4 Чтобы милостыня твоя была втайне; и отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись отцу твоему, который втайне; и отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея, 6:1-6).
    Учение о том, что мысль и внутреннее намерение имеет большее значение, чем сам поступок также проходит красной линией через все направления Буддизма.

    «То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом» (Катха-Ваттху).
    Именно намерение Будда и называет каммой, т.е. собственно действием:

    «Монахи, намерение я называю каммой. Породив намерение, человек действует телом, речью или умом» (Ниббедхика сутта, Ангуттаpа никая 6.63).
    Ниже я приведу ряд цитат из произведений уважаемых представителей Буддизма, которые покажут полную аналогию по оценке действий Буддизмом, исходя из их побудительной причины, мотива.

    «Из трех видов действия наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль» (Маджхима-никая).
    «Действия тела, речи и ума становятся положительными без усилия с нашей стороны, ибо обусловлены влиянием нашего ума.
    Если вы слышите речь, то по одному ее содержанию трудно сказать хорошая она или нет. Важно знать, с какой мотивацией она произнесена. Возможно, она льстивая и говорится из-за корыстных целей: «О, какой ты хороший, умный!» эта речь отрицательная, хотя и ласкает слух. И наоборот, неприятная для наших ушей речь может быть положительной, если она произносится с целью оказания помощи. Благодаря философии, мы можем выработать в себе целостную, здоровую мотивацию. И если она в основе добрая, то какие бы действия вы не совершали, они будут положительными. У тибетцев есть пословица: «Лучше песня с хорошей мотивацией, чем чтение мантр с плохой». Итак, только живая философия меняет нашу мотивацию. В свою очередь живая философия возникает из медитации»… «Мастера школы Кадампа советовали: меняйтесь изнутри, внешне оставайтесь прежними; но ваше поведение должно быть естественным, имеющим внутреннюю добрую мотивацию. Добрые и дурные действия расцениваются не через их внешнюю окраску, а исключительно через ту внутреннюю мотивацию, которую мы имеем при совершении этих действий. Постарайтесь быть менее эгоистичными, будьте более озабочены счастьем других, и тогда они же естественным образом проявят больше любви к вам. В конечном итоге такие действия ведут к всеобщей гармонии» (Геше Джампа Тинлей «Буддийские наставления»).
    «Если намерение хорошее, путь и достижения также хороши; если намерение плохое, путь и достижения также плохи; поскольку всё зависит от намерений, нужно всегда упражняться в хороших намерениях».
    Если поступать согласно этому принципу, собственное поведение никогда не будет противоречить никакому другому принципу Учения» (Намкай Норбу Ринпоче «Шестнадцать вопросов учителю Дзогчена»).
    «Опираясь на побуждение, я сейчас говорю и тем самым накапливаю словесные деяния, или карму. Станут ли эти действия хорошими или плохими, зависит преимущественно от моей побудительной причины. Если я говорю с добрыми намерениями, искренне, с уважением и любовью к другим, тогда мои деяния являются благими, добродетельными. Если я действую, побужденный гордостью, ненавистью, осуждением и т. д., тогда мои речевые и телесные деяния становятся недобродетельными» (Далай-Лама XIV «Карма» - лекция, прочитанная в университете Брауна).
    «Всё зависит от мотивации поступка этого человека. Нельзя однозначно утверждать, что, если другое существо испытывает страдание из-за чего-то связанного с вами, вы создаете плохую карму. Например, даже в нормальных условиях плод в утробе матери испытывает страдание из-за самого пребывания там, но мать при этом, конечно же, не создает никакой плохой кармы. Точно так же, когда ребенок рождается, он снова страдает, но мать не создает при этом негативной кармы (если предположить подобное, то получится, что мать, родившая много детей, накопила огромное количество плохой кармы, а это абсурд!).
    Следовательно, мотивация наших поступков - ключ к пониманию того, какой вид кармы мы накапливаем» (Далай-Лама XIV «Буддийская практика. Путь к жизни полной смысла»).
    Аналогичные положения мы находим в Индуизме. В Бхагавад-гите, одной из канонических книг Индуизма, Кришна разъясняет Арджуне йогу действия, говоря о так называемых «действиях без действия». По сути, все действия разделяются на те, что совершаются в соответствии с этой йогой (правильные) и не в соответствии с ней (неправильные). Правильность же деяний определяется не самим действием, а его мотивом, который, в соответствии с наставлениями Кришны, должен быть в посвящении своих действия Всевышнему. Даже совершающий деяния, но не привязанный к их результатам (устранивший эгоистические мотивы), посвящающий свои действия Богу, считается «не совершающим деяний», или же совершающим верные деяния, которые не связывают и ведут к освобождению от кармы.

    «16. Даже мудрые заблуждались относительно того, что есть действие, что - бездействие. Я возвещу тебе, что есть действие; зная это, ты освободишься от зла.
    17. Надо понимать, что есть действие, запрещенное действие и бездействие. Таинственен путь деяний.
    18. Кто видит действие в бездействии и бездействие в действии, тот - мудрый среди людей; он связан с Высшим, хотя и занят разнообразной деятельностью.
    19. Того, чьи начинания лишены желания чувственного наслаждения, чьи последствия действий сожжены огнем знания, того ученые называют мудрым.
    20. Оставив привязанность к плодам своей деятельности, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависимый, он не совершает действий, хотя и занят деятельностью.
    21. Свободный от желаний, обуздавший свои мысли и разум, оставивший чувство собственности и действующий лишь для поддержания тела, он не вовлекается в грех.
    22. Довольный тем, что приходит без усилий, превзошедший двойственность, лишенный зависти, равный к успеху и неудаче, он не связывает себя, даже действуя.
    23. У лишенного привязанностей, свободного, с умом, погруженным в знание, выполняющего работу только как жертву Богу - вся карма исчезает» («Бхагавад-гита»*3, 4: 16-23).
    «7. Кто посвящает действия Богу, чист сердцем, покорил ум и чувства, познал душу душ всех существ, тот, даже совершая действия, не связывается ими.
    8. Кто пребывает в божественном сознании и видит истину, тот понимает: «я ничего не делаю», взирая, слушая, касаясь, обоняя, вкушая, двигаясь, предаваясь сну, дыша;
    9. Разговаривая, выделяя, хватая, открывая и закрывая глаза. Он знает, что это лишь чувства взаимодействуют с объектами чувств.
    10. Тот, кто действует без привязанности, посвятив свои действия Всевышнему, тот не пятнается грехом, подобно тому, как лист лотоса не смачивается водой» («Бхагавад-гита», 5:7-10).
    Можно отметить, что в Бхагавад-гите даже нет описания конкретных действий, которые необходимо совершать для духовного продвижения, но совершенно четко дается наставление о том, как нужно совершать действия, т.е. само действие приобретает второстепенное значение по отношению к человеческому отношению к этому действию – его мотивации, по которой и судится правильность или неправильность совершаемого.

    Открывая священную книгу мусульман - Коран, мы находим аналогичную позицию по соотношению внутреннего намерения и самого поступка:

    «Речь добрая и прощение — лучше, чем милостыня, за которой следует обида» (Коран, сура 2, 265/263).
    Такое деяние как раздача милостыни может быть оценена положительно или отрицательно, в зависимости от того, каково было внутреннее побуждение у совершающего милостыню человека. Если он раздает милостыню из лицемерия, то и сама милостыня его не есть благое действие. Милостыня, совершенная с обидой, нежеланием её совершить, делает сам поступок тщетным с точки зрения заслуг перед богом:

    «265(263). 266(264). O вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми и не верует в Аллаха и последний день. Подобен он скале, на которой земля: но постиг её ливень и оставил голой. Они не владеют ничем из того, что приобрели: ведь Аллах не ведет прямым путем людей неверных!
    267(265). A те, которые тратят свое имущество, стремясь к благоволению Аллаха и по укреплению от своих душ, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне. A если не постиг его ливень, то - роса. Поистине, Аллах видит то, что вы делаете!» (Коран, сура 2, 265/263-267/265).
    Согласно одного из мусульманских хадисов*4, переданных Усманом Бин Аффаном (третий халиф), пророк Мухаммад говорил:

    «Аллах наградит раем того, кто добр, когда покупает или продает, когда просит в долг или дает в долг».
    Согласно другого хадиса, пророк сказал, что если два мусульманина встретятся в бою это свидетельство неверия обоих. И убитый и убивший попадут в ад. Сподвижники спросили пророка, за что же попадет в ад убитый. Мухаммад ответил на это: «за намерение убить».
    Как мы видим, Ислам придерживается аналогичной позиции и оценивает поступки исходя не из самого деяния, но из заложенного в него внутреннего намерения.
    Несомненно такое основополагающее положение не могло минуть практическое применение и такого учения как Агни-йога. И подтверждение тому мы можем найти в книгах Учения и Гранях Агни-йоги:

    «Урусвати знает, что намерение разнозначаще действию. Скажем еще ближе - намерение многозначительнее действия. В действии происходит разряд энергии, тогда как в намерении собирается напряжение, которое рано или поздно непременно вызовет действие. Потому, когда говорю об осмотрительности в намерениях, имею в виду несомненную пользу.
    Нередко люди уходят от земной жизни полные намерений, и невежды могут торжествовать, думая, что такие намерения остаются непретворными в действия. Невежды не понимают, что жизнь не прекращается и намерения не остаются без выполнения.
    Благо тем, кто имеет запас добрых намерений, они получают хороший урожай. Истинно, говорю - каждое намерение будет приведено в исполнение, каждое обещание будет выполнено, каждое зло произрастет, каждое добро просияет» (Братство ч.2, 362).
    «Сказано - добродетель имеет радужную ауру. Радуга есть символ синтеза. Разве добродетель не является синтезом качеств? Можно в каждом древнем символе найти непререкаемую истину. Люди понимали, что добродетель не есть просто доброе деяние. Они отлично знали, что лишь созвучия напряжений лучших качеств дают синтез восхождения. Они знали, что лишь побуждение будет утверждением добродетели. Никакие внешние деяния не могут свидетельствовать о побуждениях. Опыт над психической энергией покажет, насколько может отличаться деяние от побуждения. Никакие блестящие слова и действия не скроют побуждения. Можно назвать много исторических примеров, когда даже полезные деяния не могли быть оправданы вследствие недостойного побуждения. И, наоборот, многое, оставшееся неразгаданным и заподозренным, сияло прекрасным побуждением. Такие свидетельства о сущности жизни будут подтверждаться всеначальной энергией» (Братство ч.1, 63).
    «Урусвати знает, что мы трудимся для мира. Почему же нас мало радуют все бесчисленные учреждения, посвященные вопросам мира? Но лишь некоторые из них заботятся о мире бескорыстно. Среди многих можно найти скрытые побуждения, которые будут горше войны» (Братство 2, 319).
    «Об оккультном убийстве. Незримых убийств несравненно больше, нежели кровавых» («Озарение», 3.4.13).
    «Каждое мгновение человек или творит, или разрушает. Мир наполнен мыслями противоречивыми. Множество болезней заложено мыслями разрушения. Множество убийств происходит на дальних расстояниях от мыслей или от скрещенных мыслей, но почти невозможно внушить человеку, что его преимущество есть в постоянном мышлении. Невозможно передать, насколько ответственен человек за качество мышления. Сердце бьется беспрестанно, так же постоянен пульс мысли. Но об этом не принято толковать.
    Человек или творит, или разрушает» (АУМ, 141).
    «Имеет значение не само действие, поступок или проступок, но причины, вызвавшие его, и состояние сознания. Одно и то же действие может быть вызвано и страхом, и бесстрашием. Кармически значение действия определяется мыслями и действиями, которые показывают сущность того, что человек выносит из глубины своей на свет дня. Кармически значительные действия, подобно плавникам дельфина, на время мелькнув на поверхности моря, снова уходят в его глубину, чтобы снова опять появиться. Корни действий этих глубоко, и только по этим корням можно определить значимость проступка» (ГАЙ 1959, 177).
    «Мотив – причина, поступок – следствие. Мы Смотрим не на следствие, а на причину, на мотив, руководивший действием. Зная причины, Предусматриваем следствия. При очищении сознания необходимо устранять не следствия проступков, но причины, их вызвавшие. Карма есть закон причин и следствий. Изменять или изживать ее можно только путем искоренения причин, лежащих в корне человеческих действий. Корни причин часто уходят очень глубоко в прошлое. И все же, коренясь в прошлом, они уявляют себя в настоящем, ибо входят в микрокосм человека как его составная часть. Преображение человеческой сущности состоит в том, что выжигаются самые корни всех темных нагромождений. Это возможно лишь путем трансмутации отрицательных свойств в положительные: ненависти – в любовь, страха – в бесстрашие, самости – в самоотвержение. Только слабые и ничтожные свойства не во что трансмутировать, ибо и противоположный полюс выявления их энергии будет тоже ничтожным. При этом при трансмутации нежелательных свойств вызывается противоположная положительная сущность каждого для того, чтобы нейтрализовать его энергией нежелательного темного двойника и утвердить свойства положительного. Происходит своеобразное применение тактики Adversa. Обычно люди не затрудняют себя подумать о том, к чему приводит в Беспредельности рост даже самого незначительного отрицательного качества. Но тот, кто идет с Нами, должен думать» (ГАЙ 1966 г. 670).
    «Внешние действия людей могут быть совершенно одинаковы, но мотивы различны и диаметрально противоположны. Мотив – это движущая энергия действия. Как Свет и тьма, могут различаться между собою энергии, которые движут человеческими поступками. Поэтому для Нас не поступки важны, но мотивы, то есть причины, породившие действие. И цель Наша – научить учеников безошибочно разбираться в этих причинах или мотивах, как своих собственных, так и других людей. Определив сущность причины, легко уже будет понять природу или характер действия. Только развитое чувствознание исключает возможность ошибок. Понять сущность данного человека – это значит определить те мотивы, которые руководят его действиями. Добрые и злые поступки проистекают из самой природы человека, ибо добрый выносит добро или свет из глубины своего сердца, а злой – злое. Чувствознание проистекает от способности чувствовать излучения сердца. Только долгий опыт познавания человека обостряет способность чувствознания. При соприкосновении с людьми нужно чаще спрашивать свое сердце и отмечать особенно первое впечатление. При этом рассудок очень мешает, создавая предвзятое суждение и заглушая знаки сердца. В своих собственных мотивах разбираться легче, но требуется качество правдивости и честность признания. Самообман – явление весьма печальное. Оно ведет к самообольщению и погружает человека в мир призраков» (ГАЙ т.7 1966 г. 555).
    «Сам по себе поступок не столь важен, как отношение к нему и мотив» (ГАЙ т.7 1966 г. 042).
    «Многими запрещениями можно запугать и потушить устремление, да иногда так называемые допущенные неосторожности, сделанные с благим намерением, принесут больше пользы, нежели вреда» (Письмо Е.И.Рерих от 06.05.1934).
    «Читаю все ужасные предательства вокруг Е.П.Блаватской, но все они лишь послужили в конечном итоге ей на пользу. Именно перемена, связанная с предательством Куломбов, помогла ей найти новых мощных сотрудников, написать и издать свой грандиозный труд, так она смогла выполнить свою миссию. Судьба же предателей незавидна. Один из них заживо сгнил, другой помешался, и т.д., и т.д. Истинно, чистота помыслов и намерений есть луч разящий» (Письмо Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам от 1 августа 1935 г.)
    «Мы имеем перед собой яркий пример, как человек, принесший свою денежную помощь только с корыстными намерениями и ради самовозвеличения, свалился у самого порога. Хотя многое было открыто ему, и будь он искренен, его путь мог бы сложиться так чудесно. Но каждый сам отмеряет свою долю» (Письмо Е.И.Рерих К.Кэмпбелл от 8 ноября 1935 г.Урусвати, Наггар, Кулу,Пенджаб, Британская Индия).
    «Теперь 3 из Беспредельности. Человечество даже не представляет себе явления угасимости, но вы знаете, что всякое угашение вспышки огней зажигает надземные факелы. Здесь имеется в виду каждое зажигание огня, каждое извлечение огня из пространства. Когда мы зажигаем, скажем, свечу, мы тем самым вызываем к земному проявлению огонь, скрытый в пространстве. Угашение такого огня вновь возвращает его в пространство, но уже в преображенном состоянии. И состояние это будет напитано теми флюидами, которые сопровождали его возжжение и процесс горения. Из этого ясно, что огонь, вызванный из пространства с благим намерением и для благой цели, будет нести в себе благие флюиды, и после своего угашения возжжет надземные факелы совершенно иного значения, нежели огни, послужившие злобному поджогу и разрушению. Вот почему, вызывая огонь из пространства, следовало бы сопровождать эти действа благими предпосылками и напутствиями.
    Также угашение (смерть) земных огней, или жизненных огней, в человеческом теле возжигает тем ярче огни его Тонкого существа» (Письмо от Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису от 31 августа 1936 г.)
    «Пожурить придется, но сделано было не с плохим намерением, а во всех случаях решающим фактором является именно побуждение» (Письмо Е.И.Рерих А.М.Асееву от 6 мая 1937 г.).
    «Мое название было «Тайны», но к чему-то они изменили. Впрочем, намерение было доброе, а это главное» (Письмо Е.И.Рерих от 01.01.1945).
    «Главная дисциплина должна начаться с мышления и распознавания наших намерений» (Письмо Е.И.Рерих И.И.Ельцову от 27 сентября 1946 г.).
    «Сейчас время действия, а не рассуждений, сетований и разъединения. Конечно, намерения очень ценны, и говорят, что благими намерениями ад вымощен, но все же без применения они лишь украшают мостовую ада» (Письмо Е.И.Рерих от 26.11.1941).
    «Она и Дедлей прекрасно работают, и хоть дела их не имеют такого же размаха, как у других подобных учреждений (возглавляемых лам. и другими), работающих в этой области, но внутреннее значение их совсем иное – там отсутствуют коммерческие эгоистические мотивы. А вы знаете, что именно мотивы принимаются во внимание». (23.11.1944 Е.И.Рерих – К.Кэмпбелл).
    «Также о Карме вопрошатель может найти в буддизме много ценнейших разъяснений. Он поймет, что Карма очищается или отяжеляется мыслями и побуждениями, поступки - фактор второстепенный; именно мысль творит Карму. И если было бы иначе, то человек, находясь в существующих условиях, никогда не мог бы выйти из ее заколдованного круга» (Письмо Е.И.Рерих от 30.03.1936).
    «Человечество не может направиться к какой-либо цели без предопределенного решения. Решение будет намечено теми устремлениями, которые человеком руководили. Мощь решения лежит в прямом соотношении с устремлением и той силой, которая ручается за явление решения, двигающего жизнь. Таким образом устанавливается первичная причина человеческого действия. Мысль и устремление решения дают направление всему потоку человеческого действия» (Беспредельность, 204).
    Вместе с тем, Вместе с тем, Учение призывает ученика не успокаивать себя добрым намерением, в случае негативного исхода, наступившего по причине того, что ученик сделал не все, что мог сделать. Он должен занимать активную деятельную позицию и сделать всё самым лучшим образом, на который он способен, чтобы достичь поставленной задачи. Ведь можно делать что-то с положительным мотивом, но не приложив достаточно усилий, легкомысленно, с небрежением и именно потому результат нужный не будет достигнут.

    «Вмещение Наших Заветов должно выражаться в неотлагаемости действий. Ученик не должен себя успокаивать злым исходом и добрым намерением. На весах являются, как тяжкие гири, легкомыслие, небрежение, умаление приказа.
    Сам трижды ученик заглянет в зеркало и скажет: «не вижу ошибок в действиях». — «Не устремляй взор твой в долину, но обратись к высотам Матери Мира и так беспредельно измеряй действия твои». (Агни-Йога, 647).
    «Отвечу вам приблизительно теми же словами: "многими запрещениями можно запугать и потушить устремление, да иногда так называемые допущенные неосторожности, сделанные с благим намерением, принесут больше пользы, нежели вреда". Конечно, не выводите из этого правила. Осторожность и всякая бережность есть главные качества ученика, ибо он знает, к каким энергиям он прикоснулся» (Е.И.Рерих - А.М.Асееву, 06.05.1934)
    .


    ---------------------------------------------------
    *1 Использован текст творений святителя Тихона 6-го издания (спб. 1899). первая цифра означает том творений, вторая - страницу.
    *2 Фома Кемпийский «о подражании христу», книга ii, гл. 6, п. 3.
    *3 «Бхагавад-Гита» перевод с санскрита С.М.Неаполитанского.
    *4 хадисы – высказывания пророка Мухаммада. большинство хадисов собранны во второй по значимости после Корана источник ислама – Сунну.
    Последний раз редактировалось Канефер; 03-01-2018, 16:08 PM.
    Радость есть особая мудрость!

  • #2
    Не думаю, что все так просто Кайвасату, в какой то мере, да, мотив определяет многое. Но подумайте сами, если мотив якобы чист, а на самом деле внутренний взор затуманен субъективным, то будет ли действие благим, и не понесет ли человек заслуженные следствия. Возьмем пример Люцифера, он ведь искренне, из своей любви к человечеству устроил все то что закончилось Армагеддоном.Как вы думаете, его мотив был чист? По моему да, но его внутренний взор был затуманен своим видением развития человечества, и это его видение, пошло в разрез с космическим течением, эволюции. Следствие всего этого мы видим.
    Так, что не все так просто, Кайвасату, как говорится "Благими намерениями вымощена дорога в ад".
    Внутренний мотив, не может отменить действие закона. В нашем случае, не может отменить действие одного из условий восхождения.

    Комментарий


    • #3
      Не думаю, что все так просто Кайвасату, в какой то мере, да, мотив определяет многое. Но подумайте сами, если мотив якобы чист, а на самом деле внутренний взор затуманен субъективным, то будет ли действие благим, и не понесет ли человек заслуженные следствия.
      Ответ очень прост. Дело в том, что истинность мотива определяем не мы с Вами, а Кармический механизм. Уж он-то точно знает реальный мотив, а не тот, который человек хочет показать или не осознает. Речь ведь о том, по чем карма оценивает поступки. Именно по мотиву. Или Вы сомневаетесь в справедливости Закона Кармы?
      Возьмем пример Люцифера, он ведь искренне, из своей любви к человечеству устроил все то что закончилось Армагеддоном.Как вы думаете, его мотив был чист? По моему да, но его внутренний взор был затуманен своим видением развития человечества, и это его видение, пошло в разрез с космическим течением, эволюции. Следствие всего этого мы видим.
      Тут сложно говорить об объекте, о котором мы слишком мало знаем. Мы можем чего-то не учесть. Ведь наше знание в этой области строится на неких историях о Люцифере, иногда сказках...
      Например, я думаю, что тут далеко не так все просто. Ведь дему преписывается так же и гордыня и потому изначальный его мотив возможно был именно не сделать людям лучше, а сделать по-иному, чем планировалось его руководством. Это уже не очень чистый мотив. Кроме того желание людям добра у него довольно своеобразное и ограниченное, ведь он поддерживает и развивает именно сферу материи, но именно сознательно приостанавливает развитие духовное. А как можно делать человеку хорошо, если при этом желать ограничить его в развитии. И конечно же он тоже это не мог не осознавать, а если осознавал, то значит его мотив не мог оставаться чисто альтруистическим.
      Но лучше не будем брать этот пример. У Вас есть еще какой-нибудь пример, более реальный и более поддающийся анализу.
      Так, что не все так просто, Кайвасату, как говорится "Благими намерениями вымощена дорога в ад".
      Не все известные изречения мудры и правдивы.
      Внутренний мотив, не может отменить действие закона.
      А разве кто-нибудь такое утверждал? Наоборот, я говорил, что карма оценивает именно по мотиву, независимо о внешнего деяния. Т.е. даже такой пример, как лишение жизни само по себе не есть хорошо или плохо, но эта хорошесть или плохость определяется мотивом.
      Вы прочитали первое сообщение тему? По-моему, там все понятно изложено. Или Вы просто не согласны с тем, кто там написано, несмотря на то, что это положение закреплено во всех религиях?
      Радость есть особая мудрость!

      Комментарий


      • #4
        По моему очень неплохая подборка. Вы не плохо поработали Кайвасату, спасибо!
        Намерение в духовном и есть действие. Намерение оценивается относительно Творца, т.е. дающего.
        Если намерение не ради получения, собственного удовольствия, выгоды и т.п., то оно кореллируется с первоосновой - свойством отдачи, Творцом, это и есть истина. Эгоизм всегда одевается в такие одежды и так смещает нюансы восприятия нами нашего намерения, что отличить правду от лжи порой бывает невозможно, только потм, с течением времени, при серьезном анализе.
        Если намерение ради собственного удовлетворения, корелляции нет, это и есть наказание (только мы этого не понимаем).

        Комментарий


        • #5
          Нашел статью, очень отвечающую тому, что здесь рассматривается. В самом деле, это самое основное в духовной работе:
          "... Человек создан Творцом для получения в конце своего исправления бесконечного духовного наслаждения. Для того, чтобы получить наслаждение, необходимо желание насладиться, называемое в Каббале "желание получить", причем наслаждение ощущается пропорционально стремлению к нему, и именно мера ощущения отсутствия желаемого определяет величину наслаждения при получении желаемого.

          Поэтому единственное творение определяется нами абстрактно как желание получить наслаждение и все миры, все творения во всех мирах, включая человека, есть лишь различные меры этого желания получить. Но творение обязано пройти исправление, иначе оно ощущает стыд, не позволяющий ему наслаждаться, ввиду отличия свойств получателя и дающего.

          Это исправление сводится к изменению намерения: не самонаслаждаться, а наслаждаться, потому как этого желает Творец, т.е. не получать хотя есть огромное желание получить наслаждение, а произвести усилие против своего природного желания насладиться. Такое усилие называется вкратце работой ради Творца, а вернее работой по сближению свойств человека со свойствами Творца, позволяющими получать наслаждение от Творца, не омраченное никакими отрицательными ощущениями.

          Поскольку эту работу производит Творец по просьбе человека, она называется также работой Творца (аводат ашем). Творец создал творения, желающими получить наслаждения, и поэтому это желание человека насладиться исходит прямо от Творца.

          Желание не получать наслаждение исходит от самого творения и сводится к условию получать наслаждение только при наличии намерения наслаждаться ради Творца, потому как того желает Творец.

          Эту работу по исправлению намерения против своей природы обязан сделать сам человек: он должен приложить усилия, которые приведут его к желанию получить свойства Творца в такой степени, что Творец удовлетворит это желание и затем ради Творца человек начнет получать наслаждения. .."

          вся статья >> http://www.kabbalah.info/ruskab/rabash/1990-8.htm

          Комментарий


          • #6
            есть еще один момент..
            "момент необходимости"..
            каждое мгновение диктует самое необходимое действие
            нужное именно на данный момент времени...
            И намерение этого мгновения полагаю складывается
            на стыке между внутренним и внешним.

            Комментарий


            • #7
              Внутренне намерение всегда реализуется во внешнем действии.
              Внутренне намерение не вегда осознаваемо.
              Для развития человеческого существа важно осознаваемое намерение, так как это необходимое условие для анализа и самоконтроля.
              Это можно рассматривать как первый шаг к самосовершенстввованию.

              Комментарий


              • #8
                Отличительной чертой предлагаемой Кайвасату позиции с которой рассматриваються внутренние намерения или внешние действия являеться постулирование факта личностного намерения или деяния. Если рассматриваеться намерение, то оно априори считаеться личным, если рассматриваеться действие то оно изначально относиться к тому или иному человеческому существу.

                Подобный образ мышления опираеться на то, что в практическом большинстве мы считаем себя совершенно автономными существами. Однако если мы внимательно пронаблюдаем наши собственные мотивы, то обнаружим что они в своем большинстве имеют причину в нтак называемых внешних осознанных или неосознанных импульсах. Наше сознание в котором мы находимся на самом деле не автономно, оно тотально (то же самое и о внешних воздействующих токах, пространственных мыслях и т.д. говорит Агни Йога).

                Поэтому говорят - "всё делаеться руками божьими".

                Если мы принимаем во внимание выше изложенное, то можем так же сказать что и намерение как мыслительный импульс или импульс идеи и само действие являеться результатом тотального функционирования неохватного и непостижимого ограниченным индивидуальным умом поля сознания. В результате этого функционирования в уме зарождаються мысли в виде намерений и следуют за ними действия. Фактически я говорю о том, что для того что бы то или иное событие имело место быть, через определенные механизмы тела и ума действует это единое сознание. Поэтому любое и каждое намерение или действие может быть отнесено к безличному функционированию этого сознания - бога.

                Отсюда можно с полным пониманием понять выражение "не судите". Ведь принимая всё как проявления бога, безличностно, мы исключаем суждения, понимая и принимая это как тотальное действие.

                Комментарий


                • #9
                  Отличительной чертой предлагаемой Кайвасату позиции с которой рассматриваються внутренние намерения или внешние действия являеться постулирование факта личностного намерения или деяния. Если рассматриваеться намерение, то оно априори считаеться личным, если рассматриваеться действие то оно изначально относиться к тому или иному человеческому существу.
                  Иное рассмотерние привело бы к тому, что мы бы обсуждали совершенно другую тему, а не эту. Предлагаемая more позиция отрицает существование свободы воли у человека.
                  Попробуем рассмотреть это с позиции Единой Воли. Вообще-то ничто не мешает рассматривать личный, как Вы (а не я) говорите, моив или поступок как проявление некой Единой Воли.
                  В этом случае возможны два варианта:
                  1) Те "личные" мотивы, что отвечают направлению этой Единой Воли, являются верными и ведут к освобождению, а те, что противоположнны - неверными и сковывают.
                  2) Любые мотивы и поступки заранее предусмотрены Единой Волей как потенциальности и человек лишь делает выбор, результат заранее просчитан. В этом случае любой выбор и мотив априори не нарушает Волю создателя. Однако определенная причина влечет определенное последствие, и если мы хотим иметь именно определенное, благоприятное для нас следствие, то должны сеять для этого определенные причины. Эта тема как раз о том, как это правильно делать.

                  Если мы принимаем во внимание выше изложенное, то можем так же сказать что и намерение как мыслительный импульс или импульс идеи и само действие являеться результатом тотального функционирования неохватного и непостижимого ограниченным индивидуальным умом поля сознания. В результате этого функционирования в уме зарождаються мысли в виде намерений и следуют за ними действия. Фактически я говорю о том, что для того что бы то или иное событие имело место быть, через определенные механизмы тела и ума действует это единое сознание. Поэтому любое и каждое намерение или действие может быть отнесено к безличному функционированию этого сознания - бога.
                  Идея отрицания возможности выбора, свободы воли приводит к бессмысленности идеи существования самосознающего существа вообще и человека в частности.
                  Радость есть особая мудрость!

                  Комментарий


                  • #10
                    Говорится, что человек должен поменять желание отдавать на желание получать, чтобы стать равным по свойствам Творцу. Но, над желанием человек не властен. К тому же, природа творения, это желание получать. Творец специально создал творение, чтобы оно смогло получить от него вечное и бесконечное наслаждение. Т.е. желание Творца наполнить творение путем создания этого творения и желания получить в нем, то, что Он хочет дать. У творения нет ничего, чтобы оно могло дать Творцу и нет возможности изменить свою природу получающего, что остается?
                    Намерение.
                    Душа продолжает получать, но меняет намерение, получать не ради себя, а для того, чтобы «насладить» Творца – выполнить его желание, тем самым отдавая Ему, а не получая для себя. Это и есть намерение и действие с намерением.

                    Комментарий


                    • #11
                      Говорится, что человек должен поменять желание отдавать на желание получать, чтобы стать равным по свойствам Творцу. Но, над желанием человек не властен. К тому же, природа творения, это желание получать. Творец специально создал творение, чтобы оно смогло получить от него вечное и бесконечное наслаждение. Т.е. желание Творца наполнить творение путем создания этого творения и желания получить в нем, то, что Он хочет дать. У творения нет ничего, чтобы оно могло дать Творцу и нет возможности изменить свою природу получающего, что остается?
                      Намерение.
                      Душа продолжает получать, но меняет намерение, получать не ради себя, а для того, чтобы «насладить» Творца – выполнить его желание, тем самым отдавая Ему, а не получая для себя. Это и есть намерение и действие с намерением.
                      Согласен. Но только такое исправление намерения можно было бы назвать и изменением своего изначального желания. Так, скажем в Буддизме как раз работают со своими желанимями. Их можно оодавлять, изменять, но верный путь, также Вами выше обозначенный - в уничтожении привязанности к результату. Именно так этот путь описывается в Бхагавад-Гите и на тоже по сути направлена практика Дхармы.
                      Радость есть особая мудрость!

                      Комментарий


                      • #12
                        Отделена тема Свобода Воли
                        Радость есть особая мудрость!

                        Комментарий


                        • #13
                          Но только такое исправление намерения можно было бы назвать и изменением своего изначального желания. Так, скажем в Буддизме как раз работают со своими желанимями. Их можно подавлять, изменять
                          Подавление желания, поиск способов его реализации, приобретение новых желаний - это доступная человеку работа, но изменение желания или его создание - это прерогатива Создателя. Мы говорим о духовной составляющей (первооснове) самого понятия желание, а не материального одеяния на него. Желание в принципе - это раскручивание спирали решимо (памяти). Во время акта творения, созданное из того же света Творца творение получило свет в полном объеме, а далее в продолжение акта творения свет из творения был исторгнут, но память о нем и о наслаждении полученном от него, осталась и еще осталась пустота (эта кричащая пустота и есть желание). Далее происходит дробление этого большого, всеобщего, желания на массу очень мелких, для простоты их исправления и по "спирали" причинно следственных связей они спускаются в душу для исправления.
                          в уничтожении привязанности к результату
                          Такой подход не исправляет ничего, он просто "абстрагирует" от получения и консервирует работу с желанием. Здесь нет изменения намерения и четкого ощущения отдачи конкретному лицу.

                          Комментарий


                          • #14
                            Такой подход не исправляет ничего, он просто "абстрагирует" от получения и консервирует работу с желанием. Здесь нет изменения намерения и четкого ощущения отдачи конкретному лицу.

                            Думаю, что именно это и есть изменение желания, и именно это есть изменение намерения.
                            Я понимаю, что Вы говорите о необходимости наличия еще и антиэгоистической направленности. Но она в любом случае присутствует в случае непривязанности к результату, т.к. эго в данном случае не ищет в результате ничего для себя. Что же до направленности, то, конечно она должна быть. Но в зависимости от система верований она может приобретать те или иные формы. Так религиях с персонифицированным богом результат приносится к его ногам (есть это в христианских практиках, в Бхагавад-Гите), а в имперсональных системах результат просто направляется в качестве своего долга-вклада как частички мироздания. В некоторых системах это сочетается, расчитывая, видимо, как на персоналистов, так и имперсоналистов. Так в имперсональном Буддизме есть практика повящения заслуг другим. Антиэгоистическая же направленность есть общая тенденция (см. "Преодоление эгоизма как платформа для Единения").
                            Радость есть особая мудрость!

                            Комментарий


                            • #15
                              Но в зависимости от система верований она может приобретать те или иные формы. Так религиях с персонифицированным богом результат приносится к его ногам (есть это в христианских практиках, в Бхагавад-Гите), а в имперсональных системах результат просто направляется в качестве своего долга-вклада как частички мироздания. В некоторых системах это сочетается, расчитывая, видимо, как на персоналистов, так и имперсоналистов. Так в имперсональном Буддизме есть практика повящения заслуг другим. Антиэгоистическая же направленность есть общая тенденция (см. "Преодоление эгоизма как платформа для Единения").
                              Если говорить о религиях, то, действительно, подходы разные существуют, но "убить" (не использовать) желание или "убить" наслаждение, ни тот ни другой подход не приближает адепта к выполнению заповеди Творца, заповеди, насладить творение (и творению нужно реально насладиться, соответственно). Здесь все честно, половинчатых мер не бывает. Или или.

                              Комментарий


                              Обработка...
                              X