Сообщение от mika_il
Объявление
Свернуть
Пока нет объявлений.
Прекращение жизни другого живого существа из сострадания
Свернуть
X
-
dharmalib.ru
-
Сообщение от paljorЕсли у вас есть книга "Слова моего всеблагого учителя" Патрула Ринпоче, то там есть эта история. Она относится к бодхисаттве, который убил разбойника по имени Черный Дротик на корабле. Через парку страниц в книге Патрула Ринпоче указывается также что Шакьямуни таки получил ответ через много жизней, что указывает на то что плод действия не отвратим (это также соответствует и абхидхарме). В сети поискать можно. У меня нет перевода данной истории ни на руках, ни на сайте.
Вот этот фрагмент:
В трактате Йонтэн дзо говорится:
Если корень целебный, то и побег целебный.
Если корень ядовитый, то о побеге и говорить нечего.
Благое и неблагое действие можно различить только по намерению,
А их внешнее проявление и величина его не имеют значения.Поэтому, если сыны будд, бодхисаттвы, хранят бескорыстную чистоту помыслов, бывают случаи, когда им позволительно совершать то, что причисляют к трем неблагим действиям тела и четырем неблагим действиям речи. Вспомните, например, истории о мореходе по имени Милосердный, который убил Черного Дротика, или о юноше-брахмане по имени Любящий Звезды, который нарушил обет целомудрия ради юной брахманки. Вот эти истории.
Некогда, в одной из прежних жизней, Будда был мореходом по имени Великомилосердный. Однажды он перевозил на своем судне пятьсот купцов. Во время этого путешествия появился отъявленный разбойник Черный Дротик, который собрался убить всех купцов. Мореход подумал: «Все эти пятьсот купцов – бодхисаттвы, постигшие уровня невозвращения. Тот, кто их убьет, попадет в ад на несчетное множество временных циклов. Он заслуживает милосерия. Совершив убийство, я спасу его от ада. Даже если я сам попаду в ад, ничего не поделаешь».
Преисполнившись такой решимости, он убил разбойника.
Благодаря этому деянию Будда получил такие заслуги, которые иначе ему пришлось бы накапливать семьдесят тысяч временных циклов. Казалось бы, речь идет об убийстве, то есть неблагом действии, но на самом деле это действие было благим, потому что у Будды не было эгоистических намерений и он спас жизни пятисот человек, а с более глубокой точки зрения, спас Черного Дротика от мук ада. Таким образом, это убийство оказалось великим благим деянием.
В другой истории говорится о брахмане по имени Любящий Звезды, который, удалившись в лесное затворничество, много лет соблюдал обет целомудрия. Однажды он пришел в селение за подаянием, и одна юная брахманка так сильно в него влюбилась, что чуть не умерла. Движимый состраданием, он стал ее мужем. Тем самым он получил заслуги, которые иначе пришлось бы накапливать сорок тысяч временных циклов.
Таким образом, в подобных обстоятельствах допустимы и лишение жизни, и нарушение целомудрия. Однако те же самые действия недопустимы, если совершаются под влиянием жадности, гнева и неведения и для удовлетворения собственных нужд. Брать чужое тоже позволительно, если это делают бодхисаттвы, у которых нет умственных ограничений и эгоистических намерений. Им позволительно брать у богатых и скаредных и подносить взятое Трем Драгоценностям либо отдавать нуждающимся.
Ложь тоже не возбраняется, если она служит спасению живого существа от неминуемой гибели или защите того, что принадлежит Трем Драгоценностям. Обманывать же ради собственной выгоды недопустимо.
Могут быть позволительны и порочащие слова. Например, если из двух близких друзей один добродетелен, а другой – нет, то последний, более влиятельный, способен сбить добродетельного друга с праведного пути. В таком случае можно произносить порочащие слова, но это недопустимо делать, чтобы просто разрушить дружбу двух людей.
Когда мягкие речи не могут возыметь действия, можно использовать и резкие слова, чтобы заставить слушающего обратиться к Дхарме. Они не возбраняются, поскольку такие наставления исправляют недостатки слушателя.Когда ты имеешь благое или неблагое мышление, его следствие может не восприниматься тотчас же, но никакое действие никогда не проходит бесследно: в должное время, при стечении необходимых обстоятельств каждое существо испытает соответствующее следствие. В сутре Кармашатака говорится:
Карма воплощенных существ никогда не проходит бесследно: пустьА в трактате Йонтэн дзо есть такие слова:
пройдет хоть сотня временных циклов, в должное время карма созреет,
когда сойдутся нужные условия.
Когда гриф парит в небе, его тень может быть не видна, но, поскольку теньКогда птица летит высоко в небе, кажется, что у нее нет тени, однако это не так. Когда,
следует за птицей неотступно, при стечении [нужных] условий она будет
ясно видна.
птица спускается, ее темная тень всегда видна. Точно так же и последствия благих и
неблагих действий какое-то время могут не быть очевидными, но в конце концов они
неизбежно падут на тебя. Если даже буддам и архатам, избавившимся от всех
омрачений, проистекающих от неблагой кармы и мышления, приходится испытывать
последствия совершенных в прошлом действий, что говорить о нас, простых
существах!
В древности, когда Вирудхака, царь Шравасти, напал на город шакьев Капилавасту и убил восемьдесят тысяч жителей, Будда тоже пострадал, но это проявилось только в виде головной боли. Когда ученики спросили о причине его недомогания, он ответил: «Когда в прошлом шакьи были рыбаками, они убивали и поедали множество рыб. Однажды они поймали двух больших рыб, но не убили их сразу, а вытащили из воды и привязали к шесту. Корчась в мучениях, рыбы думали:
"Эти люди убивают нас, хотя мы не сделали им ничего плохого. Пусть и мы сможем их убить, даже если в будущем они не причинят нам вреда". В результате эти две большие рыбы переродились в облике царя Вирудхаки и его приближенного по имени Матропакара, а другие рыбы, убитые шакьями, переродившись, стали их воинами. Ныне шакьев истребили. В те времена я был сыном одного из этих рыбаков и смеялся, глядя, как бьются на земле те две большие рыбы. Это и стало причиной моей сегодняшней головной боли. Не обрети я этой благой Дхармы, сегодня меня тоже убили бы воины Вирудхаки».
Есть история о том, как Будда занозил ногу шипом акации. Это явилось следствием того, что в одной из прежних жизней, будучи бодхисаттвой, он убил морского разбойника по имени Черный Дротик.
(Патрул Ринпоче – "Слова моего всеблагого учителя" Часть 1. Глава IV)Радость есть особая мудрость!
Комментарий
-
Сообщение от Кормак Мак АртТ.е. чистое по сострадательному мотиву действие, совершенное знающим его последствия бодхисаттвой - убийство считается благим. А негативные последствия по содержанию историй несравнимы...
Всё не так просто как кажется.dharmalib.ru
Комментарий
-
Сообщение от paljorБодхисаттва не знал, что плодом будет всего лишь укол акации.
Хотя под таким соусом можно при наличии сострадательного мотива любого убийцу убивать...
Плод зависит не только от сострадания, мотива, но и от многих других факторов. В частности даже если убить огромное количество назойливых насекомых -вполне можно пасть в нижние миры.
Ведь не зря комментарий даётся именно к словам
"Благое и неблагое действие можно различить только по намерению,
А их внешнее проявление и величина его не имеют значения."Радость есть особая мудрость!
Комментарий
-
Как бы там ни было, мотив (намерение) - это основа.
Ведь не зря комментарий даётся именно к словам
"Благое и неблагое действие можно различить только по намерению,
А их внешнее проявление и величина его не имеют значения."
Впрочем ламрим Гампопы также говорит, что основа действия тела и речи - ум. Только собственно сострадания мало. Одно время практики с Украины благодаря КЛЩ пытались оправдывать свои действия, куда включались и ложь и прочие действия вплоть до оправдания убийств. Это было печальное зрелище. Почему то часто забывают - ответ будетdharmalib.ru
Комментарий
-
Сообщение от paljorВот только понятия "благая мотивация" и "неблагая мотивация" - до того относительны и субъективны, что могут послужить основанием для любого действия.
Впрочем ламрим Гампопы также говорит, что основа действия тела и речи - ум. Только собственно сострадания мало. Одно время практики с Украины благодаря КЛЩ пытались оправдывать свои действия, куда включались и ложь и прочие действия вплоть до оправдания убийств. Это было печальное зрелище. Почему то часто забывают - ответ будетРадость есть особая мудрость!
Комментарий
-
Целесообразность - это сообразие определенной цели. Какова цель прекращения жизни в данном случае? Оправдывает ли она средства?
Целесообразно прервать жизнь живого существа, если оно мучается или далее будет настолько увечным, что не сможет выполнять свои эволюционные задачи.
Собака может жить и без лап, но для чего? И не превратится ли она в немощного паразита, если каждое живое существо созданно именно так, чтобы двигаться вперед исполняя свои задачи.
Конечно, в данном случае, речь идет только о животных. Человек, даже будучи инвалидом, способен продолжить путь своей эволюции, так как зачастую вектор ее движения направлен вовнутрь и действующя сила заключена в психике.
Животное не способно переосмысливать свою жизнь или анализировать свои поступки. Его служение заключно в действии. Если действие не может быть явлено по какой-либо причине, то цель оправдывает средства.
Пример: собака-сапер, ищущая мины на поле боя. Может статься и так, что во время задания она потеряет лапы и не сможет передвигаться. Конечно, животное своим героическим служением заслуживает почестей и уважения...Это бессорно. Но не имея возможности исполнять дальше свой долг, - живое существо становится просто созданием, жизнь которого сводится к потреблению пищи и выработке отходов жизнедеятельности. Зачем задерживать животное в его цепи эволюции?
Думаю так!
Гордыня своего рода. Т.е. не будучи Архатом, не зная точно, как будет, как сложится дальнейшая судьба собаки, если ты её спасешь, берешь на себя право распорядиться её дальнейшей судьбой, решаешь, что ничего ей не светит и лишаешь её малейшего шанса.
Дитя не знает, что ему будет полезнее, и, может сопротивляться.
Отчасти, эту аналогию можно отнести и к животному.
Любой последователь, приближая к себе создание, должен понимать, что отныне его эволюция, и эволюция зверя будут в какой-то мере связаны.
Животное учится у человека, берет его энергию... И во многом от самого человека зависит то, как будет развиваться далее зверь.
Так что, в этом действе нужна суровость.
Поэтому, если я, не будучи Архатом, но будучи высшим существом для животного, беру на себя право решать, целесообразно ли ему продолжать существовать в той искалеченной оболочке, в которой оно сейчас вынуждено находиться или нет.
По сути, вполне возможно, разницы может даже и не быть.
Как в старом советском анекдоте о товарище Сталине:
когда Сталину показывают фотографии двойников для фильма о нем и спрашивают:
"так а что делать с этими людьми после того, как фильм будет снят?"
- Расстрелять.
- А может быть, проще сбрить усы?
- Ну, можно и сбрить.
Плакать и жалеть НЕ СЕБЯ - это не эгоизм. Хотя, иногда, плача "по другим" люди жалеют именно себя, свои собственнические желания и ощущения по отношению к оплакиваемому...
Насчет не испортить себе карму - чистейший эгоизм. Интересно, что у меня, как опытного эгоиста, никогда такая мысль не возникала. Я всегда боялся вмешиваться в чужую карму именно потому, что боялся навредить, не зная точно, делаю ли я человеку благо или вред, т.е. кармические сплетения очень сложны и не всегда очевидны.
Так в христианской практике очень распространена именно молитва о помощи страдающему. Казалось бы, если ты пышешь энергией - попробуй сам поделиться - передать, лечить.. но ты не святой, не знаешь всего, твои энергии не идеально чисты и могут также с благом и навредить. Именно поэтому обращаются к святым, чтобы те, обладая знаниями и возможностями, точно видя в чем большее благо, помогли наилучшим образом...
Ошибки, совершенные с чистым сердцем и во благо, не могут сравниться с боязливым бездействием, не принесшим не пользы, ни вреда.
О... вырисовывается отдельная тема. Я тоже так считал, пока не понял, что всё завсит от человека. Счастье или несчастье не содержится в руке или ноге и настоящее счастье от их наличия не зависит! Временное, небольшое - да, но не настоящее, не то, что своей целью ставят буддисты..
И жизнь дает нам примеры. Есть в интерент видео людей, которые вполне счастливы, хотя не имеют обеих рук, например. Другой на его месте будет всю жизнь плакать и жалеть себя, а он рисует ногами и прекрасно танцует, улыбается и чувствует себя счастливым. А уж пример Ника Вутича...если не знаешь - просто поищи в Интернет и впечатляйся. Не только сам счастлив, но и сотни людей вдохновляет! Послушаешь его - больше не будешь говорить о том, что инвалид не может быть счастлив...
Не скажу за всех животных, но знаю примеры собак- инвалидов, которые счастливы. А главная составляющая их счастья - это любовь их хозяина.
Говорила выше.
Собака может быть счастлива и бесполезна. В людских домах достаточно примеров бесполезных уродливых созданий, выведенных для человеческой потехи, большинство из них проживают свои жизни не многим лучше и полезнее насекомых.
Целесообразно ли плодить подобное?
Комментарий
-
Сообщение от ЛиафинВ данном случае - прекращение страданий.
Целесообразно прервать жизнь живого существа, если оно мучается или далее будет настолько увечным, что не сможет выполнять свои эволюционные задачи.
Собака может жить и без лап, но для чего? И не превратится ли она в немощного паразита, если каждое живое существо созданно именно так, чтобы двигаться вперед исполняя свои задачи.
Конечно, в данном случае, речь идет только о животных. Человек, даже будучи инвалидом, способен продолжить путь своей эволюции, так как зачастую вектор ее движения направлен вовнутрь и действующя сила заключена в психике.
Животное не способно переосмысливать свою жизнь или анализировать свои поступки. Его служение заключно в действии. Если действие не может быть явлено по какой-либо причине, то цель оправдывает средства.
Пример: собака-сапер, ищущая мины на поле боя. Может статься и так, что во время задания она потеряет лапы и не сможет передвигаться. Конечно, животное своим героическим служением заслуживает почестей и уважения...Это бессорно. Но не имея возможности исполнять дальше свой долг, - живое существо становится просто созданием, жизнь которого сводится к потреблению пищи и выработке отходов жизнедеятельности. Зачем задерживать животное в его цепи эволюции?
Думаю так!
...
Поэтому, если я, не будучи Архатом, но будучи высшим существом для животного, беру на себя право решать, целесообразно ли ему продолжать существовать в той искалеченной оболочке, в которой оно сейчас вынуждено находиться или нет.
...
Собака может быть счастлива и бесполезна. В людских домах достаточно примеров бесполезных уродливых созданий, выведенных для человеческой потехи, большинство из них проживают свои жизни не многим лучше и полезнее насекомых.
Целесообразно ли плодить подобное?
Я говорил о возможности принятия решения о прекращении жизни ТОЛЬКО сильно страдающего ОБРЕЧЕННОГО животного.
Божий дар...любовь и бескорыстная преданность собаки (с лапами или без...уродливой или нет) к своему хозяину. И промысел, возможно, не в её эволюции, а в той ответной любви, которую она вызывает в сердце человека.
И мы не в праве распоряжаться жизнью любого живого существа, потому как не мы создатели этих существ.(имхо)
Комментарий
Комментарий