Ради справедливости нужно сказать, что многие, в том
числе и среди последователей Учения, затрудняются ответить на этот вопрос. И
это не удивительно, ведь на сегодняшний день имеются
опубликованные в разных
издательствах версии данной книги Учения
как под наименованием
"Агни Йога", так и под наименованием "Знаки Агни Йоги".
Но для ответа на этот вопрос мы проанализируем
хронологию изданий книг Учения, а так же обратимся к письмам Е.И.Рерих.
До 1989 года (год выхода первого послевоенного издания)
книги серия книг Живой Этики была издана полностью только Рерихами (за
исключением книги "Надземное", которая в то время существовала еще в виде
рукописи). Об этих изданиях речь пойдет ниже, а пока рассмотрим послевоенные
издания Учения.
Поскольку издание книг Живой Этики продолжается и по сей
день, то мы, конечно же, не сможем охватить в этом анализе все имеющиеся в
наличии издания. Однако, для ответа на поставленный вопрос вполне будет
достаточно анализа тех изданий, которые будут приведены ниже. На момент
написания статьи в списке послевоенных изданий насчитывалось
13 полных изданий книг Живой Этики. Из неполных изданий четвёртая
книга Учения за этот период издавалась 4 раза. Таким образом, после
довоенных изданий четвёртая книга Учения издавалась 17 раз. Из этих 17 раз
только в 2-х случаях четвёртая книга Учения названа "Знаки Агни Йоги", а в
остальных 15 изданиях эта книга названа "Агни Йога". Рассмотрим подробнее
эти 2 издания.
Первое издание вышло из издательства самарского
Рериховского Центра духовной культуры в 1992 году под общей редакцией
Кальжановой, Каган, Родичева. Издание подготовлено тольяттинским городским
обществом Рерихов и самарским Рериховским центром духовной культуры.
Второе издание вышло в 1994 году при подготовке того же
тольяттинского общества Рерихов, которое к тому времени стало отделением
Международного Центра Рерихов (МЦР). Составители этого издания всё те же:
главный редактор Кальжанова и технический редактор Каган.
И тут, учитывая связь упомянутой организации с
официальными правообладателями Рериховского культурного наследия -
Международным Центром Рерихов (МЦР), необходимо отметить, что, к большому
сожалению, он не способствует в данном вопросе установлению истины, а скорее
и сам является источником появления ложной информации. Почему ложной,
станет понятно из дальнейшего анализа изданий и писем Е.И. Рерих.
В частности директор МЦР - Л.В.Шапошникова в своих работах часто
называет четвёртую книгу Учения именно "Знаки Агни Йоги". Так в 2004 году в
сборнике "Наука и новое мышление XXI века" Шапошникова в главе "Неизбежность
Живой Этики" пишет следующее: "Книги
имеют не совсем обычные названия: "Зов", "Озарение", "Община", "Знаки
Агни Йоги", "Беспредельность", "Иерархия", "Сердце", "Мир Огненный", "Аум",
"Братство", "Надземное". Столь же необычным является и стиль их изложения,
напоминающий спираль, по которой должно подниматься сознание читателя. Книги
носят общее название - Живая Этика".
Также в третьем томе сборника "Защитим имя и наследие
Рерихов", вышедшем под редакцией Л.В.Шапошниковой, на странице 1061 читаем:
"Издательская деятельность
[МЦР]. Серия "Учение Живой Этики". 1) Община. 1992. 200 стр. 2) Община.
1994. 240 стр. 3) Листы Сада Мории. Зов. 1994. 176 стр. 4) Листы Сада Мории.
Озарение. 1994. 232 стр. 5) Знаки Агни Йоги. 1994. 416 стр. …"
Теперь попытаемся разобраться в данном вопросе, изучив
первоисточники. Сама Е.И.Рерих называет четвертую книгу Учения "Агни Йогой":
"Зелюк, утеряв макет от «Мира
Огненного», не постеснялся исказить внешность титульного листа печатными
буквами и числами, причем на обложке даже совсем не поставил года, кроме
того, поместил небольшое введение не на отдельной странице, как во всех
прочих книгах, и добавил лишнюю страницу с ненужным титулом «Знаки Агни
Йоги». Настолько был небрежен в исполнении этого заказа, что, потеряв макет,
не потрудился даже ознакомиться с макетом для книги «Сердце». Опытный
печатник, каким является г-н Зелюк, должен был бы знать, что макет
представляет из себя ценность, особенно когда он сделан известным
художником, потому следовало бы его попросить вернуть нам макеты всех наших
книг, напечатанных у него. Ну да Бог с ним, пока что печатать у него не
собираемся. Вторую часть будем печатать в другом месте. Пожалуйста, сообщите
мне, где находятся все книги Учения, также об их раздаче, рассылке и
распределении по магазинам. Как продаются «Беспредельность» и «Иерархия»?
Еще одна большая просьба: не можете ли прислать мне те русские добавочные
страницы к «Агни Йоге»,
которые я Вам переслала для включения во французское издание этой книги. Мне
они крайне нужны" (из письма Е.И.Рерих Г.Г.Шкляверу от 3 мая 1934
г.).
Названия книг давались Елене Ивановне Учителем и она
чётко придерживалась указаний, чего никак не могли понять незадачливые
издатели:
"Модрочка может доказать в
действиях всю силу искупительной поспешности и укрепляющего благого,
доброжелательного сотрудничества. Не надо слов, но нужна сила духа и чистота
сердца. Все неотложное в первую очередь. Мне только хотелось бы знать, на
каком основании во втором издании «Агни Йоги» выпущена страница с титулом
«Знаки Агни Йоги»? Ведь это было дано самим Вл[адыкой]!" (из письма
Е.И.Рерих американским сотрудникам от 21 октября 1931 г.).
Ни в одном из первых изданиях книг Учения, вышедших
под реакцией Е.И.Рерих, четвёртая книга Живой Этики не названа "Знаками Агни
Йоги"! Но этим именем называется серия книг, начиная с четвёртой книги -
"Агни Йоги". Так Е.И.Рерих в своём письме к Н.К. и Ю.Н. Рерихам от 2 февраля
1935 г. пишет:
"Сана
прислала в общем незначительное письмо, но сообщает одно отрадное сведение,
именно, что какой-то русский священник (к сожалению, не дает его имени)
зачитывается твоими книгами и старается достать все, что связано с твоим
именем. Илья тоже поглощен книгами, и Соня просит прислать ей всю серию
книг "Знаков Агни Йоги". По словам Саны, духом она выросла".
Трудно сказать, какие ещё книги Учения включала Е.И.Рерих
в серию "Знаки Агни Йоги", но однозначно ясно, что речь шла о серии книг
Учения, а не об одной, четвёртой книге Учения. Есть ещё одна цитата из
письма Е.И.Рерих американским сотрудникам от 22 марта 1935 г., которая
подтверждает сказанное:
"...некоторые
члены Общества думают организовать издательство книг в самой Латвии, если
издательство "Агни Йоги" (и почему-то "Алатас") на это согласятся. Печатание
у них обходится дешевле, нежели в Америке и Париже. Конечно, я ничего не
имею против, чтобы остальные части "Знаков Агни Йоги" печатались бы у
них, но сейчас на это нет средств у нас. Но свое принципиальное согласие я
им пошлю, может быть, кто-либо из состоятельных членов и захочет
пожертвовать на это благое дело".
"Но для того чтобы стать истинным принятым учеником, необходимо
внимательно изучить первые три книги (два тома «Листов Сада Мории» и
«Общину»), а также первую книгу из серии «Знаки
Агни Йоги» – все последующие книги являются углублением основ,
изложенных в первых трех томах" (из письма Е.И.Рерих – Б.Боллингу
16.01.1950).